![](http://pics.livejournal.com/artyguy/pic/00041xap)
Молодая женщина удерживала на себе внимание зала в течение полутора часов практически не замолкая ни на минуту.
Что всегда удивляло во французах - это умение рассказать историю из ничего.
Казалось бы, ну что такое важное рассказала это замечательная актриса, которая менее чем за 100 минут быстрыми, но точными штрихами набросала узнаваемые контуры женщины средних лет, ее престарелой и слегка свихнувшеся матери, невозмутимого судебного пристава и даже генерала Петена - лидера правительства Виши.
История, рассказанная Бретман не уникальна. Можно предположить, что любой человек, который прожил в оккупации может (если захочет) вспомнить истории которые были такими же или даже более жуткими чем поведанная на подмостках театрального центра на Страстном в рамках фестиваля моноспектаклей Соло. И людей полицаи расстреливали, и издевались, и угоняли, и доносы писали друг на друга лишь бы получить чужое имущество или решить свои жилищные или другие проблемы.
Однако, вот в чем феномен - множество людей пережили оккупацию и после нее сумели вернуться к жизни в послевоенном мире. И забыть они эти ужасы вряд ли смогли, но узнать секрет победы над призраками им узнать удалось. Да, наверное, эти призраки приходят по ночам, но днем-то люди вполне могут справляться с ними.
Многие смогли преодолеть, а вот мать главной героини пьесы не смогла. Она так и осталась жить в 1943 году, когда полицаи убили брата.
С другой стороны, неверное, смотреть на судьбу образов пьесы, как на судьбу частных лиц, переживших войну, слишком уж просто и прямолинейно.
Конечно, это история гораздо более тотальна, чем рассказ об оккупации во времена коллаборационистского правительства. Конечно, это еще история о частных призраках, которые вовсе не обязательно были порождены столь грозной реальностью. Каждый из нас несет в себе своих духов и вурдалаков, присосавшихся что твои клопы к извилинам сознания в незапамятные времена и по самым, казалось бы безобидным поводам. Однако я, рискуя и дальше развивать банальности, закрою эту тему за очевидностью.
Две бедные женщины живут в плену давно развенчанного генерала Петена, который, кажется, является для них чуть ли единственным мужчиной, выполняющим все необходимые мужские функции.
Маминого пособия едва-едва хватает на скудный рацион питания и огромное количество сигарет, ведь каждая выкуривает по пачке в день. Почему сигареты? А чем еще заниматься, смотреть телевизор, да курить сигареты - два легальных дурмана нашего времени (за исключением Интернета и алкоголя). Еще кое-какие деньги уходят, судя по всему, на нейролептики для мамы, которую мучают кошмары. Где уж тут найти деньги для оплаты счетов за квартиру?
О чем воет мать? О войне, о брате, занявшем в ее воображении роль мужа об ужасах нацизма и терроре полицаев. О чем призывает ее дочь? Она призывает перестать говорить об этих страшных днях, но ведь забыв их, человечество окажется перед угрозой повторения. Пусть пока лишь призрачной, но уже новой угрозой. И получается что, развеяв этих призраков, человечество может оказаться перед чем-то куда более страшным, чем просто фантомы воспаленного сознания. Перед реальностью, которая не пропадет от нейролептиков.
Так что же получается, эти призраки, пугающие бедную старую женщину, являются стражами, оберегающие своими терзаниями жизнь дочери?