Альмодовар, в свойственной ему манере обращается к таким сложным и дискуссионным темам как мужская и женская гомосексуальность, трансексуальность, ВИЧ-инфекция, однако, кажется, что все это сделано специально для того чтобы провести максимально точное исследование такого сложнейшего социально-психологического феномена как материнство.
Представляется, что режиссер выступает эдаким инженером, проводящим сейсморазведку. Суть этого метода проста: на известной территории в землю на небольшие глубины закладываются заряды тротила, после каждого взрыва точная аппаратура аккуратно регистрирует скорость распространения ударной волны. Ведь в каждой породе эта скорость будет разной. В угольных пластах - одна, в нефтяных озерах - другая, в залежах газа - третья. Благодаря такой разведки можно составить очень точные карты подземного мира. (для точности надо сказать, что есть и безвзрывные методы сейсморазведки)
Возникает ощущение, что смертельные заболевания, вопросы смены пола, смерти детей - это все заряды, которые режиссер как опытных исследователь (или новичок, но обладающих хороший интуицией) закладывает в разных местах чтобы помочь самому себе и зрителю проникнуть в глубинные пласты материнской души.
Фильм поднимает вопросы связанные с природой родительских чувств. Действительно, если мужчина является родителем ребенка, то он отец. Это очевидно. Однако какова сущность чувств, которые питается к сыну отец, прошедший операцию по смене пола?
Можно сказать, что это все теже отеческие чувства. С одной стороны, это так, ведь биологическую компоненту, как говорится, еще никто не отменял. Однако считать, что транссексуал - это отец в юбке значит отрицать сложные процессы конфликта психологического гендера и физиологического пола, который разрешается в пользу первого.
Ведь не просто так мужчина решил поставить себе женскую грудь? На этот шаг его склонили особенности его психики, которые, по сути, сводились к тому, что он действительно ощущает себя женщиной.
Вместе с тем, на вопрос, адресованный трансу, занимающемуся проституцией, о том, почему мероприятия по смене пола не доведены до логического конца звучит ответ, больше похожий на отговорку - мол клиентам больше нравятся "грудастые и хренастые". Поверить в прагматичный расчет не так-то уж и просто. Ведь не прагматика же заставила мужчину стать женщиной?
Отдельное внимание заслуживает вторая линия - пьесы Тенесси Уильямса "Трамвай желаний". Почему режиссер решил обратиться именно к этой истории, в конце-концов не из-за, молодого Марлона Брандо исполнившего роль Стэнли в экранизации Элиа Казана.
Здесь стоит обратить внимание, но некоторое сокращение пьесы, которое, однако, имеет ключевое значение. По произведение Уильямса после того как несчастную Бланш уводит психиатр, ее сестра, Стелла, молодая мать, сначала пытается уйти от своего мужа (молодого Марлона Брандо!), однако ему в очередной раз удается удержать эту покоренную женщину.
В спектакле, который разыгрывается в фильме, после уходы Стеллы опускается занавес. А значит, молодая мать решается бросить своего мужа (хорошо хоть не в исполнении молодого Марлона Брнадо!) и пускается в одиночное плавание. Ровно также как это сделала и главная героиня фильма "Все о моей матери" в исполнении Сесилии Рот.
В картине много и других важнейших тем.
Создавая образ сестры Марии в исполнении Пенелопы Круз, режиссер высказывается о том, каким должны быть истинные помыслы настоящего христианского священника, и здесь вопросы целомудрия, судя по всему, оказываются не на первом месте, уступая самопожертвованию, доверию, готовности прийти на помощь.
Есть и много других сложных вопросов, куда можно отнести и довольно остропереживаемый Эдипов комплекс и другие, которые позволяют смело причислить это киноповествование к разряду очень хороших фильмов.