Как только появилось немного свободного времени, спешу рассказать о старых новостях, чтобы перейти к новым))
Последнее событие: кураторский проект, который мы сделали вместе с философом Марьяной Карышевой, под общим названием
"Новая бедность". Изначально мы хотели сделать выставку, осмысляющую самощущение бедности, но со временем проект превратился в фестиваль самых разных коопераций художников. Художники объединяются с целью заработать, сделать совместные проекты, опробовать новые способы обмена и т.п. Оказалось, что главной темой "Школы вовлеченного искусства Что делать" в Санкт-Петербурге тоже была "бедность" (как философская категория) - возникла идея открыть наши выставки одновременно. Чуть позже к нам присоединилась Владивостокская школа современного искусства.
Таким образом, выставки о бедности открылись практически в одно и то же время в трех разных городах. Это также было образом кооперации. Кроме того, все мы обменялись друг с другом проектами: "ШВИЧД" подготовил газету, которую мы все показывали, художники Владивостока сделали видео об использовании подручных материалов в качестве художественных, а мы с Марьяной подготовили анкету, которую заполняли и заполняют до сих пор художники и зрители выставок.
Про анкеты расскажу подробнее. В них, помимо города, имени и возраста, нужно было ответить на вопросы "кто такой бедный художник?", "считаете ли вы себя бедным художником?", "если да, чем вы готовы поделиться?", "если нет, что готовы дать другим?", "с кем бы вы хотели объединиться и для чего?". Хотя мы этого не закладывали, художники воспринимали наши вопросы как неудобные, провокационные, каверзные - многие начинали отвечать и бросали; какая-то часть просто отшучивалась. Тема бедности тесно связано со стыдом. Мы планируем собрать больше заполненных анкет и предложить их для анализа антропологу, социологу и художественному эксперту.
Помимо газеты, анкет, видео на выставке в Москве были представлены проекты Ульяны Быченковой (ироничное видео, которое она сняла для краудфандинга: в нем автор объясняет, что ей для творчества нужны лень и праздность, именно поэтому она просит деньги), в видео Анастасии Кизиловой "Работа за работу" показан процесс монтажа выставки автора - это была та самая работа, которой другие художники расплачивались с Настей за ее работу (пошив униформ), также кооператив "Макушка" стриг всех желающих за донейшен, "Бедная художница" представляла платформу для обмена художественными материалами, а "Летучая кооперация" делала всем поддельные кустарные пресс-карты, по котором можно бесплатно проходить в европейские музеи. Очередь за этими пресс-картами выстроилась большая, как оказалось, это отличный способ задержать людей на выставке)
Событие в Москве проходило всего два дня в Центре "Красный", но это только начало исследования феномена самоощущения бедности и связанных с ним формами взаимодействия художников с социумом.
Событие в Санкт-Петербурге:
https://www.facebook.com/events/569552289884878/ Событие во Владивостоке:
https://www.facebook.com/events/1028250157270007/?active_tab=posts Центр «Красный» (Москва) совместно с Владивостокской школой современного искусства (Владивосток) и «Школой вовлеченного искусства Что делать» (Санкт-Петербург).
НОВАЯ БЕДНОСТЬ. ОПЫТЫ (Москва)
В ситуации отсутствия проницаемых арт-сообществ основной практикой сотрудничества художников остается формальная принадлежность к определенной школе, тусовке или какой-либо институции. В отсутствие внутренней мотивации к объединению в новые сообщества главную роль могут играть внешние обстоятельства, и они, наконец, возникли. Назовем их условиями «новой бедности». Речь здесь и об объективно изменившихся экономических условиях, и о субъективном их восприятии. Специфика этого нового положения в том, что, подталкивая к объединению, оно определяет и рамки сотрудничества.
Одной из наиболее доступных форм взаимодействия художников становится кооперация - организация труда, при которой люди участвуют совместно в одном или нескольких разных процессах. Труд этот может быть как материальным (производство артефактов), так и нематериальным (учебный процесс, совместные мероприятия и т.п.). Важную роль в создании коопераций и других объединений художников (в том числе, коллабораций) играет содержащийся в них «потенциал дружбы», который в этом проекте имеет форму выставок и встреч, проходящих одновременно в трех городах: Санкт-Петербург - Владивосток - Москва. Каждое событие дает свой срез представлений и интерпретаций, локальных и частных точек зрения на актуальный ситуацию.
ШВИЧД в ДК Розы в Санкт-Петербурге, «Летучая кооперация», «Бедная художница», «Извините, но это еще не все» в московском Центре «Красный», Владивостокская школа современного искусства и художники Владивостока каждый на своей площадке демонстрируют различные художественные практики и стратегии, связанные с феноменом и самоощущением (переживанием) бедности.
Участникам выставок было предложено внести свой вклад (пай) в другие экспозиции. Кураторы московской выставки предложили заполнить и обменяться анкетами как видимым знаком предстоящего сотрудничества. ШВИЧД представят на трех площадках выпуск своей газеты «Школа Розы». Владивостокские коллеги - видеоколлаж из документации процесса осваивания простых, подручных, часто природных материалов.
Суббота, 4 июня: с 18 до 22 часов.
Воскресенье, 5 июня: с 16 до 20 часов.
Кураторы:
Ильмира Болотян
Марьяна Карышева
Участвуют:
Ульяна Быченкова
Катя Гаркушко («Извините, но это еще не все», кооперативная парикмахерская «Макушка»)
Анастасия Кизилова
«Летучая кооперация»
Полина Музыка, Валя Оваль («Бедная Художница»)