Буквально сегодня, благодаря моей подруге
rakdanit, познакомилась с творчеством молодой английской художницы Алии (варианты произношения имени - Алеа, Эли) Чапин (Aleah Chapin) и поняла, что вот он, настал час, когда я начну серию постов про типы феминистского искусства. Я их только изучаю, поэтому это будут, можно сказать, полевые заметки, сдобренные теорией. Теория феминистского искусства, надо сказать, переведена у нас частично, я пользуюсь русскими источниками, потому что на английские пока нет времени. Джудит Бари и Сэнди Флиттерман-Льюис в статье "Текстуальные стратегии: политика художественного производства" выделяют четыре категории в типологии женского художественного производства, с них и начнем.
Первый тип женского искусства - эссенциалистский - основан на вере в женскую сущность, женскую художественную силу, которая присуща всем женщинам и может быть выражена любой женщиной (если ей это позволят). Бари и Флиттерман-Льюис считают, что такой тип искусства переворачивает обычную ситуацию: вместо мужского господства патриархатной культуры первичный статус получает женское. Я предполагаю, что кроме инверсии (переворачивания) здесь все же присутствует и такой важный момент, как насыщение пустот, возникших в искусстве вследствие того, что женщины долгое время не могли заниматься живописью и скульптурой (исключения мы все знаем). Женский взгляд на женщину все же будет отличаться от мужского, если художница даст себе волю и не будет строго следовать устоявшимся канонам и штампам. Пример Алии Чапин - из этого ряда. Она пишет женщин, как молодых, так и пожилых, в фотореалистическом стиле.
![](http://1.bp.blogspot.com/-zhAhTWSy_bQ/VSWD6QjzpHI/AAAAAAAAIVA/ZWsnXx2jKh4/s640/untitled____.jpg)
![](http://2.bp.blogspot.com/--lS3aitaZBI/VSWEA5NiOEI/AAAAAAAAIVI/qBFlQ1UIGww/s640/untitled__.jpg)
![](http://2.bp.blogspot.com/-THfN2N9eOQA/VSWEEDZ3rDI/AAAAAAAAIVQ/1vM6Y6_nh3E/s640/untitled_____.jpg)
Почему я считаю ее позицию эссенциалистской? Во-первых, здесь очевидно провозглашение ценности тела, тела как оно есть. Во-вторых, в работах Алии Чапин женщины часто выстроены в некие группы, их позы отсылают к ритуалам, мифологии, мистицизму, что также свойственно данному подходу. В-третьих, такое искусство стремится к подчеркнутому получению удовлетворения от самого факта того, что ты - женщина, в культуре, в которой (цитирую) "удовлетворение положено получать от прямо противоположного факта".
![](http://3.bp.blogspot.com/-kDxbsvky5zk/VSWFKP19tQI/AAAAAAAAIVc/IHsdS2Rq4t0/s640/It%2BWas%2BThe%2BSound%2BOf%2BTheir%2BFee.jpg)
"It Was The Sound Of Their Feet" oil on linen, 84 x 120 inches
![](http://2.bp.blogspot.com/-XNZYNBeAcVo/VSWFNm96DBI/AAAAAAAAIVk/Z_3PN_N-bbQ/s640/untitled_.jpg)
![](http://1.bp.blogspot.com/-UnsWdzi4cXA/VSWFVr1m9NI/AAAAAAAAIVs/8jo1bNH6dV8/s640/The%2BThree%2BGraces.jpg)
"The Three Graces", oil on canvas, 76 x 74 inches
![](http://1.bp.blogspot.com/-vME9-Jxo8YI/VSWFd4yJUeI/AAAAAAAAIV0/E9w8jf0pnlc/s640/Jumanji%2Band%2BGwen.jpg)
"Jumanji and Gwen" oil on linen, 84 x 72 inches
![](http://1.bp.blogspot.com/-WTl7RER5_N8/VSWFj3vrHrI/AAAAAAAAIV8/dxdU0m347v8/s640/The%2BTempest.jpg)
"The Tempest", oil on canvas, 76 x 76 inches
Несомненно, в работах Чапин есть и ирония, и озорство, и явное восхищение этими свободно позирующими женщинами. Я предполагаю (позже уточню), что предварительно художница устраивает фотосессию со своими моделями, позволяя им свободно двигаться, играть и позировать так, как им хочется. Это событие, организованное художницей, ровно как и эта стратегия в целом, воспевает женские тела в произведениях искусства и запускает процесс идентификации, чтобы зрители этого искусства (а это, предполагаю, будут по большей части женщины, ведь именно для них такое искусство и создается) осознали ценность собственной «женскости». Это искусство солидарных и взаимной поддержки.
![](http://1.bp.blogspot.com/-xyqAzMTx2ww/VSWG3wMfkMI/AAAAAAAAIWI/_FEDKmxHjxY/s640/And%2BWe%2BWere%2BBirds.jpg)
"And We Were Birds", oil on canvas, 96 x 74 inches
![](http://3.bp.blogspot.com/-SjDjNKbOEyQ/VSWG7e-xX9I/AAAAAAAAIWQ/R2l04fWEECs/s640/Hannah.jpg)
"Hannah", oil on canvas, 66 x 66 inches
![](http://4.bp.blogspot.com/-62ILqLUmOfY/VSWHCOKlJVI/AAAAAAAAIWY/8XHJdC2OddM/s640/untitled______.jpg)
![](http://3.bp.blogspot.com/-QbVq4ZE_J5s/VSWHJ-SiZ9I/AAAAAAAAIWk/71W6zQrOL8E/s640/untitled_______.jpg)
Художницы, использующие эту стратегию, также пристально рассматривают материнство и воспевают его.
![](http://1.bp.blogspot.com/-IqIZhCdWIwk/VSWHk8R3L0I/AAAAAAAAIWs/oJZTAPY-jRE/s640/Lucy%2Band%2BLaszlo%2B1.jpg)
"Lucy and Laszlo 1" oil on linen, 84 x 60 inches
![](http://4.bp.blogspot.com/-x8hPN0Oq3YU/VSWHtvKdKII/AAAAAAAAIW0/cxqhYSX0O4c/s640/Lucy%2Band%2BLaszlo%2B2.jpg)
"Lucy and Laszlo 2" oil on linen, 84 x 60 inches
![](http://1.bp.blogspot.com/--sFsWM-eMxo/VSWHx2ZB-JI/AAAAAAAAIW8/r1xUyi6LGbw/s640/Installation%2Bat%2BFlowers%2BGallery%2BCork%2BStreet%2BLondon.png)
У этого типа феминистского искусства (а автор участвует в феминистских выставках), конечно, есть критики. Те же Бари и Флиттерман-Льюис считают, что такая позиция ретроградная, так как не ставит под вопрос саму категорию "женскости". Действительно, изначальный импульс подобного искусства - "Я женщина, и быть женщиной - это прекрасно, и то искусство, которое я делаю прежде всего как женщина - прекрасно". Женщины создают свою альтернативную культуру и наслаждаются ею. Мне это напоминает разные древние практики и мистерии, в которых участвовали только женщины, и в этом процессе, я думаю, есть важный смысл - прежде всего для женщин-художниц и их зрительниц. Здесь искусство рассматривается как процесс самопознания, самоидентификации, самоопределения, самоосуществления. Оценки критиков здесь выносятся за скобки. На мой взгляд, именно эта стратегия обогащает и насыщает искусство новой визуальностью.
![](http://3.bp.blogspot.com/-7XUNw-L45_A/VSWJrnrN3FI/AAAAAAAAIXM/yAoAG-b0xeY/s640/untitled.jpg)
![](http://2.bp.blogspot.com/-dWfllgdjwW4/VSWJvyZ9o5I/AAAAAAAAIXU/ldkcgs3Vw0g/s640/My%2Bwonderful%2Bgrandma%2Bcame%2Bfor%2Ba%2Bvisit%2Btoday.jpg)
Художница и ее бабушка на выставке.
![](http://4.bp.blogspot.com/-QiFO33pkd7w/VSWJyEJIZfI/AAAAAAAAIXc/1ivKWrOmVEA/s640/photo%2Bcredit%2BMax%2BYawney.jpg)
Художница за работой. photo credit: Max Yawney
Подписаны те работы, названия к которым были указаны на странице художницы в ФБ.