Женщины в живописи Алии Чапин (Aleah Chapin). 18+

Apr 09, 2015 00:22

Буквально сегодня, благодаря моей подруге rakdanit, познакомилась с творчеством молодой английской художницы Алии (варианты произношения имени - Алеа, Эли) Чапин (Aleah Chapin) и поняла, что вот он, настал час, когда я начну серию постов про типы феминистского искусства. Я их только изучаю, поэтому это будут, можно сказать, полевые заметки, сдобренные теорией. Теория феминистского искусства, надо сказать, переведена у нас частично, я пользуюсь русскими источниками, потому что на английские пока нет времени. Джудит Бари и Сэнди Флиттерман-Льюис в статье "Текстуальные стратегии: политика художественного производства" выделяют четыре категории в типологии женского художественного производства, с них и начнем.

Первый тип женского искусства - эссенциалистский - основан на вере в женскую сущность, женскую художественную силу, которая присуща всем женщинам и может быть выражена любой женщиной (если ей это позволят). Бари и Флиттерман-Льюис считают, что такой тип искусства переворачивает обычную ситуацию: вместо мужского господства патриархатной культуры первичный статус получает женское. Я предполагаю, что кроме инверсии (переворачивания) здесь все же присутствует и такой важный момент, как насыщение пустот, возникших в искусстве вследствие того, что женщины долгое время не могли заниматься живописью и скульптурой (исключения мы все знаем). Женский взгляд на женщину все же будет отличаться от мужского, если художница даст себе волю и не будет строго следовать устоявшимся канонам и штампам. Пример Алии Чапин - из этого ряда. Она пишет женщин, как молодых, так и пожилых, в фотореалистическом стиле.









Почему я считаю ее позицию эссенциалистской? Во-первых, здесь очевидно провозглашение ценности тела, тела как оно есть. Во-вторых, в работах Алии Чапин женщины часто выстроены в некие группы, их позы отсылают к ритуалам, мифологии, мистицизму, что также свойственно данному подходу. В-третьих, такое искусство стремится к подчеркнутому получению удовлетворения от самого факта того, что ты - женщина, в культуре, в которой (цитирую) "удовлетворение положено получать от прямо противоположного факта".




"It Was The Sound Of Their Feet" oil on linen, 84 x 120 inches







"The Three Graces", oil on canvas, 76 x 74 inches




"Jumanji and Gwen" oil on linen, 84 x 72 inches




"The Tempest", oil on canvas, 76 x 76 inches

Несомненно, в работах Чапин есть и ирония, и озорство, и явное восхищение этими свободно позирующими женщинами. Я предполагаю (позже уточню), что предварительно художница устраивает фотосессию со своими моделями, позволяя им свободно двигаться, играть и позировать так, как им хочется. Это событие, организованное художницей, ровно как и эта стратегия в целом, воспевает женские тела в произведениях искусства и запускает процесс идентификации, чтобы зрители этого искусства (а это, предполагаю, будут по большей части женщины, ведь именно для них такое искусство и создается) осознали ценность собственной «женскости». Это искусство солидарных и взаимной поддержки.




"And We Were Birds", oil on canvas, 96 x 74 inches




"Hannah", oil on canvas, 66 x 66 inches






Художницы, использующие эту стратегию, также пристально рассматривают материнство и воспевают его.




"Lucy and Laszlo 1" oil on linen, 84 x 60 inches




"Lucy and Laszlo 2" oil on linen, 84 x 60 inches



У этого типа феминистского искусства (а автор участвует в феминистских выставках), конечно, есть критики. Те же Бари и Флиттерман-Льюис считают, что такая позиция ретроградная, так как не ставит под вопрос саму категорию "женскости". Действительно, изначальный импульс подобного искусства - "Я женщина, и быть женщиной - это прекрасно, и то искусство, которое я делаю прежде всего как женщина - прекрасно". Женщины создают свою альтернативную культуру и наслаждаются ею. Мне это напоминает разные древние практики и мистерии, в которых участвовали только женщины, и в этом процессе, я думаю, есть важный смысл - прежде всего для женщин-художниц и их зрительниц. Здесь искусство рассматривается как процесс самопознания, самоидентификации, самоопределения, самоосуществления. Оценки критиков здесь выносятся за скобки. На мой взгляд, именно эта стратегия обогащает и насыщает искусство новой визуальностью.







Художница и ее бабушка на выставке.




Художница за работой. photo credit: Max Yawney

Подписаны те работы, названия к которым были указаны на странице художницы в ФБ.

феминизм, contemporary art, theory, artists, nudity, oil

Previous post Next post
Up