Перформанс "Лакомство" на выставке "Смотри и учись" в Центре Красный

Nov 13, 2016 22:47



На выставке "Смотри и учись" куратора Марьяны Карышевой, посвященной опыту выживания наших родителей во времена дефицитов и кризисов, сделала перформанс "Лакомство". О самой выставке можно прочесть в рецензии Валерия Леденёва на Aroundart, здесь публикую описание перформанса.

"Мама рассказала мне о самом вкусном лакомстве из ее детства. Это были куски черного хлеба, покрытого тонким слоем сливочного масла и посыпанные сахаром. Конфеты и другие сладости она попробовала только в 1970-х, но именно в 1960-е их семья жила бедно, без конфет.
Я вспомнила, что и для меня в начале 1990-х (мне было 10-13 лет) самой вкусной едой был черный хлеб с солью или сахаром. Пожалуй, в те годы мы были столь же бедны, как и семья моей мамы в 1960-е.

Хлеб сам по себе в той культуре, в которой росли и мои родители, и я, имел практически сакральное значение. Его нельзя было выбрасывать, даже если он портился. Впрочем, он не успевал портиться. Если он засыхал, из него готовили самые разные блюда, даже подобие тортов. Если кусок хлеба случайно падал, его не выбрасывали, его съедали или скармливали скотине. Хлеб, кстати, был необходим как корм для домашних животных. В школе мы писали сочинение на тему «Почему хлеб имеет такую важную роль в нашей жизни?», а во всех столовых висели плакаты «Хлеб - всему голова» и «Хлеб - наше богатство. Дорожите хлебом!» Запомнились кадры из фильма о Великой Отечественной войне, где девушка отдала последний кусок хлеба своему младшему брату, а сама тщательно подобрала крошки и съела их. Подражая ей, я тщательно собирала крошки со стола, чтобы съесть их. Уже позже, после 1995 года, когда особой нужды никто особо не испытывал, нам в училище, например, запрещали делать проекты с использованием продуктов, а, если кто-то на сцене во время выступлений ронял хлеб или булку (или, о ужас, бросался хлебом), преподаватели, хватаясь за сердце, прерывали спектакль и лично своими руками собирали растоптанные куски, чтобы потом скормить кому-то. Провинившиеся получали строгий выговор. Часто и дома, и в школе я слышала выражения «Что ты смотришь, как голодающий с Поволжья?», «Дети в Африке голодают, а ты не ешь».
Даже сейчас, когда нет никакой нужды, я испытываю угрызения совести, выбрасывая хлеб, и думаю о том, что его еще можно спасти: сделать гренки или потратить время, покормить уток, - но обычно выбрасываю.
Все эти странные ритуалы вокруг хлеба, очевидно, связаны с понятием «генетического голода», когда ряд поколений предков жил в стеснении и нужде, а поколение, которое живет в достатке, тем не менее, продолжает переживать «голод» по-своему.
В своем перформансе я буду угощать зрителей «лакомством» и доедать за ними объедки, чтобы ни один кусок хлеба не был выброшен".

Перформанс прошел, на мой взгляд, адекватно заявленному тексту. Хлеб с маслом и сахаром подавался зрителям вместо фуршетного угощения, объедков было не очень много (все-таки люди привыкли доедать хлеб до конца)), однако я все собрала и съела в финале, как и обещала. Было вкусно.




перформанс, Новая бедность, Центр Красный, публикации

Previous post Next post
Up