Van Der Graaf Generator и Jethro Tull

Jan 30, 2010 22:04

Параллельно Genesis происходило становление английской группы Van Der Graaf Generator, с самого начала ориентирующейся на балладный, с элементами аван-гарда, арт-рок. Группа эта была детищем Питера Хэммила, фигуры яркой и самобыт-ной. Композитор-самоучка, поэт, исполнитель-инструменталист, певец, обладатель уникального голоса, Хэммил в своих исканиях привлекает вдумчивостью и серьезно-стью намерений. В его творчестве сильно лирико-драматическое начало, как и в музыке King Crimson, человеческая личность здесь дана в испытаниях, часто «на пределе» возможного. «Главное, что представляет для меня интерес, - признается автор - что оживляет мою жизнь - это элемент парадокса. Парадоксальное сочетание слов и музы-ки, хаотических ситуаций и упорядоченного движения. Темные подспудные аспекты существования, несомненно, представляют значительно больший интерес для размыш-лений, чем оазисы счастья и благополучия (заметим, совсем как у Толстого! - В.С.), которые почти всегда характеризуются душевной поверхностностью и отсутствием глубины переживаний». (Цит. по 7, с. 44).

Творческий метод Хэммила близок романтическому. Не случайно его вдохновил сюжет Эдгара По «Падение дома Ашеров», и он создает оперу. Следующие слова, казалось бы, принадлежат Родерику Ашеру, поэту и музыканту: «...писать музыку и стихи для меня - это освобождение и, следовательно, средство быть более счастливым. И это как бы не я - тот, кто за столом выбирает тему и создает содержание песни. Это словно предопределено чем-то, что находится внутри меня и стремится освободиться, вырваться наружу и достигнуть абсолютного выраже-ния, материализованного в словах и музыке».


Стилевая и творческая ориентация VDGG на балладный сплав роднит ее с Gene-sis. Моделей европейской классики здесь еще меньше, они опосредованы, предстают в готических звучаниях «Хаммонд»-органа Хью Бэнтона, флейтовых интерлюдиях Джек-сона, в усложненности форм и развернутости высказывания. Присутствуют и элементы «свободного» джаза. Национальный колорит - а это наряду с Genesis и King Crimson одна из самых английских групп - проявляется, однако, вне какого-либо оттенка любо-вания стариной, вне стилизации. Эстетство чуждо духу этой экзистенциалистской му-зыки. Глубоко самобытен музыкальный язык, где находит свое преломление традиция бурдонно-монодийного, догармонического мышления. Повышенная интонационная энергетика субъективированна, переведена в интровертный план, отсюда экзальтиро-ванность, экспрессия, которая может отпугнуть пассивного или поверхностного слуша-теля. Эта музыка требует встречного движения и редко захватывает с первого раза.

В композициях VDGG привлекают мотивы тишины, вслушивания в тишину, вы-деляются эпизоды покоя, безмолвия. Они особенно сильно контрастируют с общим драматическим настроением. Кстати, феномен тишины, молчания, длительного паузи-рования, нехарактерный в целом для рока, стал важным выразительным и стилеобра-зующим средством именно в арт-роке. И интересно отметить его драматургическое использование в звуковых партитурах столь разных представителей, как Pink Floyd, King Crimson, Genesis и др. Van Der Graaf Generator в этом перечне займет видное место.
Эволюция VDGG не претерпела существенных метаморфоз. Стиль ее, начиная с момента рождения и кончая распадом (1968-77 гг.), мало изменился. Шло лишь нарас-тание художественного качества. В этом целенаправленном развертывании творчества выделяются вехи: альбомы «Pawn Heart» 1971 г., «H to He Who Am Only One» 1970 г. (в названии альбома фигурирует формула солнечной энергии - перевод водорода в ге-лий), где в пьесе «Император» звучит неподражаемая гитара Роберта Фриппа. Лучшие достижения группы - это альбомы «Godbluff» 1975 г. и особенно «Still Life» 1976 г. с одноименной элегией, поразительно тонкой и лирически проникновенной.

Неменьший интерес вызывают и сольные работы Хэммила, хотя они и неравно-ценны. Например, 18-минутная авангардная «God Magog» на пластинке «In Camera» 1974 г., целиком лирический альбом «Over My Shoulder» 1976 г. (он еще раз подтвер-ждает, что середина 70-х - вершина в творчестве лидера VDGG), отдельные вещи 80-х: «Stranger Still» из альбома «Sitting Targets» 1981 г., многоплановая «Flight» из «A Black Box», напоминающая ранний Genesis, «All Said And Done» из «Skin», а также «Empire of Delight» из «And Close As This» 1986 г. И, конечно, уже упоминавшаяся опера «Па-дение дома Ашеров» с Хэммилом в главной партии Родерика, записанная в 1991 году.

Балладное, с уклоном в фолк-рок, направление развивала и группа Jethro Tull, возникшая в один год с Van Der Graaf Generator - то есть, в 1968 году. Если VDGG - это, прежде всего, сам Питер Хэммил, его голос, яркая и самобытная личность, то Jethro Tull - это, в первую очередь, Ян Андерсон, автор поэтических текстов и саг, разыгранных в музыке группы, композитор, певец, инструменталист, владеющий в со-вершенстве гитарой, флейтой и другими инструментами, что нашли свое применение в композициях группы, тяготеющих к «акустическому» стилю. Если про Хэммила гово-рят, что он «великий маргинальный поэт интровертного рока, который словно специ-ально, был предназначен судьбой для ношения мантии отверженного интеллектуала, обреченного испытывать дефицит популярности и понимания», то Андерсон - полная противоположность. Это яркий экстраверт, которому с первых же шагов посчастливи-лось вкусить славу и признание. Чуть ли не каждый альбом Jethro Tull становился в 70-е гг. «золотым», получал высокие оценки экспертов-профессионалов, как у себя на родине, в Англии, так и в Штатах (и это удивительно, если иметь в виду кисло-скептическое отношение американцев к арт-року).

В 1969 году по опросу влиятельного «Melody Maker» только что дебютировавшая Jethro Tull заняла второе место, пропустив вперед лишь Beatles и обойдя Rolling Stones. Слушателей привлекало все: незаурядная личность самого Андерсона, эксцен-тричная манера поведения на сцене («танцующий фламинго»), необычный мягко-серебристый тембр голоса, высокая исполнительская техника, серьезность текстов и, конечно же, сама музыка, настоянная на чистых ароматах народных баллад и песен менестрелей, смесь нежных мелодий и воинственных ритмов. Jethro Tull возвратила арт-року то, что он уже начал было утрачивать, погружаясь в лабиринты саморефлек-сии - интерес к подлинной народной поэзии и музыке, причем без дешевой этногра-фичности, которой нет-нет, да и грешил фолк-рок. Сам Андерсон, выходец из Блэкпу-ла, что на западном побережьи Англии, любил сравнивать себя с «неотесанной дере-венщиной, который приезжает в город со всеми своими пожитками в маленьком узелке за спиной». Очевидно, не случайно и столь странное имя группы: Джетро Талл - английский аграрий XVIII века, изобретатель плуга новой конструкции, в кото-рой якобы использовал педаль церковного органа.

Балладно-песенное начало в соединении с яркой роковой и импульсивной ритми-кой очерчивают стилевые границы пространства, в пределах которого развивалась группа. Основная метаморфоза рока - преодоление легкожанровой развлекательности - здесь в первую очередь связана с концептуальностью поэтических текстов, которые наполняются разными жизненными сентенциями, размышлениями о жизни и смерти. Концептуальность эта менее всего напоминает блуждание в дебрях философской или психоделической символики, которое в целом было свойственно арт-року. В ней видит-ся народная мудрость, хитро-лукавый взгляд человека, выросшего на земле, трезвое осознание и приятие жизни.

Особое значение в воплощении такой поэтики принадле-жит альбомам «Aqualung» 1971 г., главный герой которого - странник-бродяга, и осо-бенно «Thick as a Brick» 1972 г. Эти многоплановые рок-композиции отразили фило-софски-религиозный аспект духовного мира Андерсона, в частности, основная идея последней, по словам автора: «духовное равенство, поиски Бога в каждом человеке, в каждом живом существе» (108, с. 274). Иное - в альбоме «Passion Play» 1973 г. с его попыткой обыграть «Страсти Господни», преломив их в духе средневекового балаган-но-ярмарочного представления (пародийный центр этой квази-рок-оперы - «История Зайчика, потерявшего свои очки», не может быть не сопоставлен с кэрроловской «Али-сой»). «Менестрельная» линия продолжена в альбоме «Minstrel in the Gallery» 1975 г. Символично оформление конверта, первую сторону которого занимает старинная гра-вюра с изображением бродячих музыкантов в дворцовой зале во время торжественного пиршества, а вторую - фотография современных «менестрелей» в их студии.

В эти годы Андерсон начинает серьезно интересоваться аранжировкой и включа-ет в свои композиции струнные. Подобная «симфонизация», трансформирующая изна-чальный «фолк», сегодня кажется несколько наивной, как некий артистический балласт к музыке, которая не нуждается в украшательстве. К концу 70-х уровень Jethro Tull заметно снижается, особенно это видно после удачных «Лесных песен» 1976 г. с за-главной композицией, возрождающей дух английского мадригала.
Даже богатейший фольклорный пласт не мог застраховать группу от потерь и кризиса, который постепенно охватил рок после 1975 года и не миновал Jethro Tull. Наступала новая эпоха музыки и стихов, «облитых горечью и злостью» - эпоха панка.


Из книги В. Н. Сырова "Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке".

рок-наука, история рока

Previous post Next post
Up