На выставке представлено более 250 работ, среди которых самостоятельные произведения и наброски, рисунки в блокноте и заготовки для монументальных панно и декораций. Представлен весь творческий путь Серова, начиная детских опытов художника до последних знаменитых работ - таких как «Похищение Европы».
Автопортрет
Серов известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова - рассказ о личности человека и редко мы увидим у Серова осуждение того, кого он рисует. Дара видения чужих грехов у Серову не дано, галерея портретов Серова - рассказ об образе Божьем в человеке, который каждый раз по-новому, лично воплощается.
Серов замечателен как график. Для него графика не является сугубо вспомогательной или второстепенной сферой. Его рисунки - полноценные художественные произведения, он рисует пейзаж, портрет, иллюстрации и декорации. Он смело создает парадный портрет Ф. И. Шаляпина и, привычный для наброска уголь, в руках Серова легко выдерживает и очень крупный масштаб.
Неподалеку в залах постоянной экспозиции представлены работы Серова маслом. Очень интересно сопоставить эти две техники в работах одного художника. Оказывается, что техника чрезвычайно сильно влияет на содержание и восприятие произведений. При сравнении с графикой становится видно, что масло требует от автора сказать в картине последнее слово и поставить точку. Картины маслом более совершенные и завершенные, но из-за этого часто оказывается, что заглянуть в мир поисков и мыслей художника невозможно. А это очень интересно, тем более рассматривая работы такого «неидеологического» художника как Серов.
Серов уходит от характерной для передвижников социальной остроты, он не ищет исконно русского как Левитан или Васнецов, не спорит с демонами как Врубель. Кажется, Серов ничего не пытается доказать - лишь стремиться «показывать отрадное в жизни» как он сам писал.
В первом зале мы видим несколько портретов Серова кисти друзей, а также ряд автопортретов, в том числе юношеский автопортрет. В этом лице нет уверенности в себе, чуть детская округлость лица, оно как будто немного обиженное. В автопортрете видно, что Серов не возвеличивая себя, старается бороться с присущей ему мрачноватостью, которую изображали другие художники и которую он сам высмеял в карикатуре «Скучный Серов».
Скучный Серов
Во втором зале справа от входа висят три рисунка, которые позволяют многое понять в графических поисках Серова. На двух рисунках справа и слева изображены мастерски отрисованные натурщики на черном фоне. Перспектива, все формы тела, тени академически точно выверены, композиция и равновесная и динамичная, модели - колоритные русские мужики - подобраны удачно. Но на центральном рисунке совсем иначе изображена сидящая натурщица: линия трепещет, нет ни отработанной штриховки, ни безупречных теней - но именно такой загадочный путь неакадемической свободы избирает Серов в своей графике, в чем можно убедиться, продолжая осмотр выставки.
Рисунок - «Натурщица» в восьмиугольной раме или портрет В. О. Гиршман показывают ту самую свободу, которую дает Серову графика. В этих работах большая часть листа остается свободной - краски нет, Серов рисует то, что ему интересно, остальное он может лишь легко обозначить и оставить свободу зрителю и материалу. В масляной технике так почти невозможно, пустой холст, скорее всего, выпадет из картины, а бумагу Серов легко организует всего несколькими штрихами.
Натурщица
Портрет О. В. Гиршман
Большая часть картин Серова - портреты богатых людей его эпохи, можно предположить, что Серов был зависим от богатых людей, но сравнение этих двух рисунков дает нам увидеть и в этом внутреннюю свободу Серова. Он равно внимательно относится и к простой натурщице и к заказчице - дочери банкира В. О. Гиршман. В натурщице никак не меньше благородства, человеческого достоинства, чем в богатой и немного самоуверенной В. О. Гиршман.
Серов, непревзойденный мастер психологического портрета, в рисунке «Девочки Н. А. и Т. А. Касьяновы » как будто прозревает будущий характер каждой из сестер в зрелом возрасте, столь сильно через детский образ проступают черты взрослых. И между собой эти почти ровесницы так отличаются характером, зрелостью, взглядом - по всему видно, что Серову интересны сами эти девочки, а не только их внешность или они как «модель».
Потрет девочек Касьяновых.
В третьем зале стоит обратить внимание на пейзажи с людьми. На небольшой акварели «Улица Турнабиони во Флоренции» удивительно характерно акварельное изображение неба. Свободно переливающееся белые и голубые тона, кажется, противопоставлены строгим вертикалям архитектуры, но мистически связываются с такими же небесно-свободными фигурками людей на земле. Может быть богословский смысл искать здесь не стоит, но художественная параллель оживляет рисунок.
Почти абстрактный рисунок «Извозчик» кажется мгновенным впечатлением, словно художник рисовал, обмакивая кисть в увиденный им удивительный туман с проступающими таинственными фигурами.
Кажется, кто-то другой создал ясный и контрастный офорт «Октябрь», висящий в том же зале. Для деревенской пасторали выбран непривычный сезон - поздняя осень. В небесах сгущаются темные тона будущего дождя, будущей зимы. Но населенная и живая земля хранит память о лете и пока никто не смотрит в небо. На земле пасется разноцветный скот. Дальнейшую разработку темы разной масти одинаковых животных можно увидеть в залах постоянной экспозиции. На основе этого офорта Серов пишет картину «Октябрь», а напротив можно увидеть один из шедевров Серова - картину «Волы». Эти работы - пример не только талантливого восприятия творения, но и творческого отношения к нему. Серов не просто передает пластику лошади, настроение пейзажа сами по себе, но творчески преображает их, находит среди сотен сочетаний цветов наиболее контрастные, при этом, никак не обманывая реальность, не сгущая красок или контрастов. Картина «Волы» висит прямо рядом с окном и в дневное время можно сравнить что реальнее - московский пейзаж за окном или картина…
Октябрь. (офорт)
Октябрь. Холст, масло. (Постоянная экспозиция)
Волы.
В четвертом зале выставки обращает на себя внимание большая афиша «Русских сезонов» Дягилева. Сочетание знакомой художественной манеры Серова с характерным дизайном эпохи модерна неожиданно вводит Серова в контекст его эпохи. Большая часть работ Серова столь самобытны и в то же время столь реалистичны, что связать их с каким-то стилем сложно. Но глядя на эту работу и, в свете ее, на другие работы, можно увидеть, что Серов отнюдь не противоречит стилю эпохи, но и внутри стиля находит совершенно оригинальный путь.
Знаменитые картины «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» работу над которыми можно проследить в пятом зале, также несут на себе отпечаток эпохи. Серов делал их для оформления античных залов Пушкинского музея, но, в конце концов, замысел не осуществился. Помимо цветных картин темперой рядом представлены эскизы - всегда интересно заглянуть «на кухню» художника, увидеть процесс создания образа. Интерес к античности, к востоку не только сюжетный, но и изобразительный - характерен для эпохи модерна. Лицо Европы стилизовано под лицо архаические критские статуи - коры, красно-коричневый бык, дельфины отсылают нас к античной вазописи. При этом нет и попытки копирования, автор не пытается сделать «как греки», но создает свободную вариацию на античный мотив.
Похищение Европы (холст, темпера)
Позищение Европы (картон, темпера - постоянная экспозиция)
В последнем, шестом зале представлен еще ряд портретов. Портрет девочек Боткиных, как и портрет девочек Касьяновых - в полной мере психологический портрет, и увидеть психологизм можно именно на контрасте характеров, возрастов. Удивительно, насколько внимательно Серов относится к возрастным различиям, показывая их при этом совсем скупыми линиями, делая тоновый акцент лишь на глазах.
Портрет девочек Боткиных.
Если в рассмотренном выше рисунке «Натурщица» Серов выбирает восьмиугольную форму, столь адекватную сидящей склонясь фигуре, то в портрете Г. Л. Гиршман Серова интересуют плавные формы и ниспадающие одежды, и он смело выбирает овальную форму, отвечающую образующим композицию линиям. А плавность линий формирует и сам образ Гиршман - нежный, женственный, таинственный.
Портрт Г. Л. Гиршман
В этом же зале представлен парадный портрет знаменитого певца Федора Шаляпина, о котором было сказано выше. Стиль парадного портрета характерен для царственных особ (обратите внимание на совершенно непарадный портрет Николая II в зале постоянной экспозиции) здесь же Серов смело рисует углем по холсту сочетая, казалось бы несочетаемое.
Почти невесомый рисунок «Юра Морозов», которым завершается выставка чем-то напоминает автопортрет Серова, с которого выставка начиналась. Объем костюма лишь обозначен, интерьер забыт - все внимание глазам, душе, личности.
Юра Морозов