Воображаемый музей

Jul 13, 2012 00:52


Воображаемый музей. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. До 29.07.2012

Необычная выставка проходит в Пушкинском музее в рамках празднования его столетия.

26 картин из музеев мира временно пополнили постоянную экспозицию галереи. Такой необычный формат выставки становится информационным поводом для того, чтобы обратить внимание на многочисленные шедевры постоянной экспозиции. С другой стороны, это дает возможность поместить экспонат в художественный контекст эпохи за счет богатой коллекции музея.



1 Винсент Ван Гог. Пара ботинок. 1886 г.
На первом этаже выставки представлено искусство той части XIX века, к которой довольно близко подступает искусство предыдущих эпох, еще встречаются христианские сюжеты, которые в веке ХХ появляются гораздо реже.

Осмотр постоянной экспозиции и «гостей» первой половины XIX века особенно важен для понимания того, какой переворот произошел в нем на рубеже веков и в первой половине века ХХ.

Ярким примером этого переворота является одна из прославленных работ Винсента Ван Гога «Ботинки», выставленная в 11 зале. Невозможно представить себе грязные «Ботинки» среди картин первого этажа, хотя прошло всего несколько лет.

Неожиданно главное оказывается возможным оставить за кадром. И тогда только фантазия зрителя ограничивает веер возможных образов. Ведь эта картина рассказ не о ботинках, но рассказ о множестве людей, которые прошли большой путь и ботинки которых рваные и старые. Быть может, эти два верных спутника в тяжелом пути годятся только на выброс, а хозяин не решается с ними расстаться? Может их хозяин спит, может быть в гробу лежит?

Сказав «за кадром» добавлю, что появление фотографии, возможно и стало причиной отказа от буквальной точности изображения, причиной рождения такого крупного мазка, каким пишет Ван Гог



2 Эдуар Мане. Завтрак на траве 1863 г.

В соседнем 8 зале висит авторская вариация Эдуарда Мане на тему своей собственной картины «Завтрак на траве». Изображение обнаженной женщины в компании одетых мужчин - эпатаж нравственных условностей. Представить такое в традиционном XIX веке тоже невозможно. Зрители и критики были готовы видеть обнаженных моделей в образах героинь античности, но обнаженная женщина в повседневности «почему-то» вызвала запрет цензуры на участие картины в Парижском салоне. Стоит заметить, что французский король на тот момент оказался ближе к художественному прогрессу и, купив, картину выставил ее в собственной галерее.

Сюжет завтрака был популярен среди художников рубежа веков, импрессионистскую картину Клода Моне можно увидеть в постоянной экспозиции в соседнем зале, в дальнейшем к нему обращался Пикассо, Сезанн, Ренуар.

Залы третьего этажа - от начала XX века до начала XXI - среди привозных картин нет ни одного христианского сюжета, да часто и само понятие сюжета исчезает. Кажется, что современное искусство отражает тот распад духовности, который произошел в эту эпоху. Иногда отражает вполне гениально, а иногда противостоит распаду не менее гениально.



4 Джорджио Моранди. Натюрморт. 1920

В 24 зале представлен натюрморт одного из самых мирных художников XX века - Джорджио Моранди. В России нет его работ, эта уникальная возможность увидеть работу гения. Этот натюрморт написан в 1920 году, когда Европа еще не оправилась от ошеломительной Первой Мировой Войны, а общество панически ищет ответа на вопрос о ценности человеческой жизни и еще не вполне разочаровалось в надежде эту ценность сохранить.

И вот на пепелище Европы еще оказывается возможным писать теплыми тонами натюрморты, не претендующие ни на какой высокий смысл. Однако видно по этой работе, чем она противостоит тому распаду, который намечается в двадцатом веке - композиционным единством настолько похожих и настолько разных ваз и сосудов насколько похожими и разными бывают люди. Моранди пытается противопоставить мир и спокойствие войнам и бедам, в той последней надежде, которая еще оставалась у Европы до Второй Мировой Войны.



5 Пабло Пикассо. Женщина в шляпе. 1938 г.

Поиск отношения к человеку до войны позволял гораздо большую свободу чем это произошло позже. В 1938 году написана картина «Женщина в шляпе. (Дора Маар)». То, какой рассеченной, извращенной, увечно     й, испуганной Пикассо изображает свою возлюбленную это и предостережение, и пророчество, и попытка осознать тот распад  человека, который уже проявил себя в России и был готов обрушиться на Европу. В 1938 году Европа еще не знала на собственном опыте того, что очень скоро с людьми буквально будут делать то, что Пикассо пытается изобразить.



6 Альберто Джакометти. Стоящая обнаженная. 1954

В следующем зале мы видим искусство уже послевоенное, расцвет сюрреализма выросшего из ужаса перед реальностью и, в какой-то мере, из отказа взглянуть реальности в глаза. Еще более страшной правдой на этом фоне встает скульптура гениального Альберто Джакометти. Вот портрет человека после Холокоста и Гулага - «Стоящая обнаженная». Ее тело одновременно хаотично и почти лишено плоти. На месте глаз - глазницы, облысевшая голова, кажется, не может повернуться. Даже вперед она не смотрит, а лишь направляется. В этой изможденной груди не поместиться сердцу, эти руки невозможно воздеть. Ноги словно распухли от долгого пути и кажется тянут в могилу, врастают в землю. Среди пессимизма и ужаса остается лишь одна надежда - человек стоит и, не смотря ни на что, остается человеком.

идет выставка, живопись, ХХ век

Previous post Next post
Up