“Евреи, евреи…” (ну а продолжение этой бессмертной песенной строчки известно каждому бывшему советскому человеку)
Два года назад в Иерусалиме в возрасте 92-х лет скончался лауреат Государственной премии Израиля профессор психологии Реувен Фойерштейн.
Все, кто с ним сталкивался, были уверены, перед ними - добрый волшебник.
Он и правда был похож на волшебника - с окладистой белой бородой, большими сильными руками, в чёрном бархатном берете.
Именно он разработал систему обучения "необучаемых" детей!
Он был убеждён, что таких детей нет!
Просто надо знать, как их учить.
Поэтому вместо термина "дефекты развития" он всегда использовал определение "дефекты преподавания".
Профессор Фойерштейн говорил: "Вместо оценки приобретённых знаний и способностей, прежде всего надо проверить ребёнка на его способность учиться.
Интеллект - это не только раз и навсегда измеренный IQ, а способность постигать новое. А как это делать - вот этому ребенка можно научить!"
Полувековой работой в Израиле и во всем мире (где есть 80 филиалов его иерусалимского центра) профессор Фойерштейн доказал свою правоту: сначала он помогал детям, выжившим в лагерях и гетто, потом - новым репатриантам из стран Азии и Африки и, наконец, перешёл к больным детям с умственным отставанием, добившись невероятных результатов.
Разработанная им система реабилитации творила чудеса.
Очередь к нему на прием в иерусалимской больнице "Адасса" была расписана на полгода вперед.
В его частном санатории-пансионате лечились дети из разных стран мира. Сколько раз ему предлагали переехать в Америку, в Европу, но он считал, что место еврея в Израиле.
А кроме того, детский психотерапевт профессор Реувен Фойерштейн слыл большим оригиналом.
Вот история, которую рассказал про него в ешиве «Торат Хаим» (Москва) его друг рав Аарон Любинский.
После тяжёлого года творческой, но изнурительной работы, выдающийся учёный, врач и педагог предпочитал проводить отпуск в самых неожиданных местах.
Но однажды его выбор поразил даже ко всему привыкших друзей.
В интернете он нашел информацию о племени индейцев, сохранившемся в тех местах Америки, что расположены на границе с Мексикой, и решил посмотреть на аборигенов собственными глазами.
С большим трудом от вождя племени было получено разрешение на визит.
И вот профессор вместе с женой на джипе пробирается к указанному на карте индейскому поселению.
Тяжёлая дорога длится уже более 6 часов.
- Может это просто рекламная утка, а на самом деле никаких индейцев нет, -- в который раз повторяет жена.
-- Какие в наше время индейцы?
Как только она закончили фразу, раздался оглушительный треск тамтамов. В течение считанных секунд джип был окружён индейцами, вооружёнными короткими копьями.
Водитель помахал белой тряпкой и громко прокричал по слогам какую-то непонятную фразу по бумажке, выданной директором турфирмы.
В мгновение ока ситуация переменилась.
Молодые воины расступились, и профессор увидел седого статного старика с длинными седыми волосами, восседавшего на троне из лиан.
Голову его украшала корона из длинных павлиньих перьев.
-Это и есть индейский вождь! -- понял доктор Фойерштейн.
Через секунду они уже шли к трону, чтобы поприветствовать индейского предводителя и передать ему подарки из Израиля.
Чету Фойерштейнов посадили по правую сторону от трона вождя.
На голову профессора тоже водрузили какие-то перья.
И тут началось : вождь племени что-то резко выкрикнул и три раза ударил бамбуковой палкой по барабану.
Под звуки тамтамов, все мужчины племени, потрясая копьями, начали торжественный танец в честь гостей.
После очередного круга почёта, они падали перед гостями на землю и замирали. Вождь племени время от времени, выкрикивал какие-то новые команды, которые тут же беспрекословно исполнялись.
Во время этой церемонии, когда в очередной раз все воины упали на землю и замерли, профессор тихо сказал жене на идиш:
- Вос ворт волт гезогт майн швер, вен эр волт дос гезен? (Ты представляешь, что сказал бы твой отец, если бы он увидел это?)
И тут неожиданно для себя, супруги услышали, как вождь племени произнёс в ответ:
- Ун вос волт гезогт майн тате, вен эр волт гезен азойнс? (А что бы сказал мой отец, если бы он увидел такое?)
В каждой еврейской истории комедия всегда переплетена с трагедией.
Ранней весной 1945-го года войска союзников освободили последних выживших узников Дахау.
Среди них был шестнадцатилетний подросток из Лодзи Мендель Шнайдер.
Вся его семья погибла в лагере, он остался один.
Ни одного близкого человека на земле.
После пережитого он решил оставить цивилизованное общество Европы, допустившее Катастрофу, и уехал в США.
Мендель искал свое место на земле, скитался.
В лесах случайно обнаружил племя индейцев.
После того, как он успешно прошел испытательный срок, они разрешили Менделю поселиться среди них.
Он выучил язык аборигенов, перенял их обычаи...
А через 20 лет, когда умер вождь их племени, индейцы избрали его своим новым вождём.
почта принесла.