Утром собираясь на работу услышал по зомбоящику, что человек использует только 2 процента обоняния. В основном пользуется для получения информации органами зрения, а вот древний человек использовал нюх на все 20 процентов. Не знаю, насколько древний человек мог пользоваться таким важным инструментом, как нос, но я всегда завидовал своим лайкам. Особенно своей любимице - Умке.
По которой тоскую по сей день. При необходимости она могла встать на след 2-3 дневной давности и найти соболя. Всегда поражало ее способность идти «в пяту», т.е. по следу смотришь зверек прошел прямо, а она разворачивается и идет в обратную сторону откуда соболь пришел и быстро находит его.Как?!
Сначала я не верил ей, ругал и возвращал на след. Она же, виновато опустив голову повиляет хвостом, и пройдя некоторое время в указанное мною направление, разворачивается и бежит опять «в пяту». И ведь результативно! Однажды решил проверить, как это происходит и почему?
В очередной раз, когда случился такой же случай я пошел по следу соболя, а Умка в обратную. Полдня петлял по жировочным следам зверька и сделав большой круг пришел к месту, где Умка охрипшая от лая держала соболя, который сидел на верхушке кедровой сушины. В такие моменты думал, вот бы мне такой нюх как у нее.
Можно ли человеку развить обоняние, хотя бы до уровня щенков?
Думаю, да! Те, кто постоянно находится в горах, полях, лесах точно используют не 2 процента обоняния, а намного больше. Вот пару примеров.
Как - то мы с госинспектором Яном Мурзахановым вечером возвращались с центральной конторы на кордон. Дорога пролегала вдоль побережья Байкала. Вдруг Ян сидевший за рулем остановил автомобиль, вышел и начал принюхиваться. Затем говорит:«Чуешь рыбой пахнет. Косяки омуля подошли. Надо срочно ехать. Браконьеры обязательно сегодня придут сюда». И точно! У нас в ту ночь был богатый улов на нарушителей. Мы часто во время патрулирований пользовались обонянием и определяли, где есть рыба. А где омуль, там и браконьеры.
Буквально недавно вернулся с Курил. Там тоже наблюдал такую картину. Инспектор Александр Микава, сопровождающий меня, безошибочно по запаху чуял медведей до того, как визуально увидеть их. Через пару дней я сам также начал определять близость зверя.
Так что при определенных случаях становится: «А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла». Развить можно все.