Он посетил пещеры Полоннарува на буддийском острове Цейлон - место, где расположены древние монастыри и гробницы и целое множество знаменитых скульптурных изображений Будды:
"Тропинка ныряет в Гал Вихара, широкую, тихую лощину, окруженную деревьями. Невысокий гранитный уступ, в нем высечена пещера: справа от пещеры большой сидящий Будда, лежащий Будда и Будда стоящий у него в головах.
Викарий ордена, испугавшись "язычества", приотстает и садится под деревом читать путеводитель. Я могу приблизиться к Буддам босиком, мне никто не помешает,
мои ноги ступают по мокрой траве, мокрому песку. И вот - молчание необычайных лиц. Их широкие улыбки. Огромные - и в то же время кроткие. Содержащие в себе все возможности, не спрашивающие ни о чем, знающие все и не отвергающие ничего, спокойные, но не мертвенно-бесчувственные: это покой мадхъямики, шуньяты (Пустоты как сущности предельной реальности), которая смотрит сквозь все вопросы, не сомневаясь при этом ни в ком и ни в чем - не опровергая - не приводя никаких иных аргументов. Доктринера, чей разум нуждается в прочных опорах, этот покой, это молчание могут устрашить. Меня же переполнил поток облегчения и благодарности этим фигурам, их очевидной ясности, ясности и текучести форм и очертаний, самой мысли вписать монументальные тела в контур скалы и ландшафта; скульптура, скала и дерево...
Глядя на эти фигуры, я внезапно оказался почти насильно вырван из привычного, скованного видения вещей и внутренняя ясность, внутренний свет, словно пробивающийся сквозь скалы, стал для меня явным и несомненным. Необычная очевидность склоненной фигуры, улыбка, печальная улыбка Будды, стоящего скрестив руки (гораздо более "властная", чем улыбка Моны Лизы, в силу своей простоты и прямоты). Самое главное - в том, что здесь нет загадок, нет проблем и на самом деле нет "тайны". Все проблемы решены, и все ясно. Скала, вся материя, вся жизнь наполнены дхармакайей (законом и истиной)... все есть пустота и все есть сострадание. Я не знаю, встречался ли я когда-нибудь с таким ощущением красоты и духовной силы, слившихся в одном эстетическом озарении».
http://sakti.ru/tomas-merton-1915-1969.html *
примечание:
Главной достопримечательностью Поллонарувы (Цейлон)является каменный храм Гал Вихара (Gal Vihara).
Четыре статуи Будды в различных позах, вырезанные из цельного гранита в 12 веке, считаются настоящими
шедеврами Ланкийского искусства. Несмотря на то, что скульптуры огромного размера, они поражают своей реалистичностью.
Самая южная скульптура Гал Вихары - сидящий в глубокой медитации Будда.
Его трон украшен львами и молниями, а за его головой в скале вырезан нимб.
Вторая скульптура находится в пещере, вырубленной в скале.
Третья скульптура - это стоящий со сложенными на груди руками 7-ми метровый Будда.
И самая северная, 14-ти метровая скульптура представляет лежащего Будду в момент перехода в нирвану.