Мирослав Андреев

Nov 30, 2012 22:35

необходимое уточнение

в 2000 г., в год смерти Славика, я составил дополнение к своей статье о Евгении Шешолине "Попытка знакомства", опубликованный тогда на сайте Максима Немцова "Лавка Языков"
http://spintongues.msk.ru/Shesholin.html

заканчивалась она так:

"..Вот, вспомнил фильм и актера, который поразительно похож на Мирослава мифом личности -- фильм Сокурова «Скорбное бесчувствие», 
 актер в главной роли -- почти один к одному -- Мирослав.
Он рос без отца. Мать боготворила его".

к сожалению, только теперь я заметил свою ошибку, - имелся ввиду другой фильм Сакурова, - "Дни Затмения".
поскольку у меня практически нет фотографий Мирослава (редактор альмонаха "Майя"), мне важно было зафиксировать его образ
в облике киногероя, который поразительно напомнил мне Мирослава, не только внешне, но и внутренней жизнью,
и самим даже сюжетом фильма "Дни затмения", который единственно и трогает меня из всей фильмографии Александра Сокурова.
Возможно, у кого-то сейчас в Пскове и есть на руках фотографии Мирослава, но когда у людей дойдут руки их опубликовать - Бог весть,
а сейчас в сети есть только две: одна - 1979 г., которую я опубликовал в Лавке Языков. Вторую, в плохом качестве нашел где-то в сети.
Вот они:




Ленинград, 1979 Славик справа, Женя слева                           Мирослав Андреев, год неизвестен

Теперь несколько фоток с актером из фильма, которые я только теперь нашел:













Актёра совут Алексей Ананишев, он снялся только в двух фильмах, оба Сокурова: Дни Затмения (1988) и Мать и Сын (1997).
Потом Ананишев ушел глубоко в бизнес и о нем практически ничего не известно.
Возвращаяясь к "Дням Затмения" хочу процитировать следующий текст:

"Алексей Ананишнов, открытый Александром Сокуровым и сыгравший в двух его фильмах, не актер. Его роль в кинематографе - homme de la nature,
человек натуральный. Он обладает звериной пластичностью и органикой. Для Дней затмения очень важно, что А. А. - такой.
Камера вглядывается в него и рассказывает о том, сколь совершенным может быть человеческое лицо.
Сколь чудесно соединяется это животно-шварценеггеровское устройство чувственного рта с вытянутой аскетичной линией щек, скул,
изысканной лепкой лба и с разрезом глаз - «бездонных и лишенных выраженья».
Окружающий героя мир, по Сокурову, напрочь лишен какой бы то ни было гармонии, люди в нем - уже и не люди,
а уродливые порождения раскаленной, величественной, непредсказуемой и в своих капризах, и в своей логике природы.
Даже друг Малянова, единственный близкий, констатирует: «У тебя на лбу печать, что ты не совсем отсюда».
ЦИЛИКИН Дмитрий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, «Сеанс», 2001
 http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=32

данное описание героя нахожу подходящим и для Мирослава, чье лицо нельзя назвать красивым, но притягательным оно, безусловно, было.
напомню и сюжет фильма из Вики:
Сюжет

Действующие лица: геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой и главный герой, детский врач Дмитрий Малянов, попавший в чуждую для него среду
и чужой, почти враждебный для него захолустный туркменский город, почти деревня. Как доктор, он ежедневно сталкивается с множеством людей
и с крайне чуждой ему почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг него убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги,
лица без выражений и смысла.

Повествование ведется в полудокументальной манере, где смешаны черно-белые и цветные кадры, показана жизнь заштатного городка в Туркмении 
(съёмки происходили в родном городе Сокурова, Красноводске). Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины 
психиатрической клиники среди пустыни: человеческой и реальной. Действие происходит на фоне густого смешения звуков
(характерного для ранних работ Сокурова), постоянно в действие картины вторгается ретрансляция радио, симфоническая музыка и многоголосная речь
на самых разных и неожиданных языках мира.

Доктор ещё пытается что-то писать, как будто лечит детей, но похоже, что смысл жизни для него утерян, а конец света в этом заброшенном углу уже наступил. Длинные монологи героев, появление больного мальчика (то ли ангела, то ли призрака), задающего недетские вопросы и, наконец, в конце фильма 
вознесение ангела-хранителя Малянова.

В фильме (в большинстве) заняты непрофессиональные актёры. Кинокартина снималась весной-летом 1988 года в городе Красноводск (Туркмения).
Как и в большинстве работ Александра Сокурова, отснятый материал и смонтированное кино оказались очень сильно удалены
не только от литературного первоисточника, но и от киносценария (работы Юрия Арабова). Возражений от братьев Стругацких не последовало.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

тут необходимо отметить, что до 1979 г. Мирослав долго жил в посёлке Рыбачье на берегу Иссык-Куля в Киргизии
и несомненно мог испытывать переживания сходные с переживаниями героя фильма.

я очень надеюсь, что грядущая публикация материалов Мирославе Андрееве на сайте "Середина Мира"
устранит умолчание об этой глубокой, интересной личности в истории русской литературы.

Шешолин

Previous post Next post
Up