ещё о Викторе Попкове

Apr 28, 2016 15:11

тут те и гоген, и ван-гог, и матисс, и петров-водкин...
и малевич
и кого только нет
и вместе с тем все усвоено как свое
все оригинально, свежо, чисто
при минимуме средств - максимум выразительности
похоже это и есть формула большого таланта
если не сказать - гения...
....
он как и Ван-Гог опьянён цветом и светом
и максимально точен в композиции

Оригинал взят у kykolnik в Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) часть вторая. 1959-1961 годы

Время учебы Виктора Ефимовича пришлось на общественно-политические перемены, названные с легкой руки Ильи Эренбурга «оттепелью», которая манила возвра­щением к «ленинским заветам», близким сбыванием мечт, яблоневыми садами на Марсе и коммунизмом к 1980 году. По существу, это был последний всплеск общественного энтузиазма в СССР. Освоение целины, масштабные стройки были ма­териальным воплощением бодрящего оптимизма эпохи.



Для молодых живописцев первые творческие опыты начинались не с тихих «пленэрных посиделок», а с коммунистических строек. Вот и Виктор Ефимович, еще не окончив института, едет на строящуюся Иркутскую ГЭС. Его поразил строительный размах ГЭС, где приехавшие студенты оказались погруженными в самую гущу рабочей жизни: огромные котлованы, проносящиеся МАЗы, колеса которых превышали человеческий рост, небо, словно ватманский лист, расчерченное гигантскими строительными кранами...





1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «На лесах»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Стройка ночью»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Мужчина против солнца»



1956-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Иркутская ГЭС»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Сварщики»

Опережая сокурсников, только намечающих планы работ, Виктор, поглощенный творчеством, заканчивал один этюд за другим. Его работа над композицией поражала: он обладал удивительным даром делать основой настоящего произведения искусства совершенно простые и непритязательные сюжеты. В отличие от товарищей, выбиравших плакатно-красивые виды, Попков упорно работал над сценой более чем прозаической: бетонщица на стройке заливает бетон холодной водой из шланга. Потребовалось множество этюдов, изменение ракурсов, освещения, пока, наконец, решение не было найдено и картина не обрела идеальную завершенность. На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством, и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия.

Часто говорили «что художник писал все, открывающееся глазу, не производя отбора». Обращаясь к самому будничному, к тому, что, как правило, не задерживает на себе внимание, Виктор Ефимович словно пытался опровергнуть эту кажущуюся несущественность, показать, что значительность есть даже в самых прозаических моментах бытия, что и они достойны воплощения. Это была не всеядность и не легковесность, а бережно-внимательное отношение к миру, радостное желание всмотреться в окружающую жизнь, сохранить для вечности ее мельчайшие подробности. В этом был «драйв», азарт настоящего художника: не надо брать подсмотренных готовых сюжетов - это слишком просто. Мастеру достаточно мимолетной частности, чтобы показать с ее помощью нечто большее, да так, что эта частность окажется значительной и незабываемой.



конец 1950-х Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «На рынке»



конец 1950-х Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Зима в деревне»



конец 1950-х Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Мальчики с лошадью»



конец 1950-х Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Похороны жертв революции»



конец 1950-х Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Мужская фигура»

После поездки на Иркутскую ГЭС Виктор Ефимович отправился на строящуюся «трассу мужества» Абакан-Тайшет, объявленую комсомольской ударной стройкой. Строительство этой дороги манило молодых людей со всего СССР. «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги...» (1964) После студенческой практики на Иркутской ГЭС эта стройка поначалу показалась Попкову малоинтересной с художественной точки зрения, но и там он сумел найти достойные сюжеты для будущих работ, образовавших целый цикл.

Вместе с ним были коллеги-художники Карл Фридман, Владимир Одинцов, Катя Григорьева, и другие. Они побывали в Саянах и предгорьях Алтая, жили в общежитии вместе с рабочими, выезжали на самые отдаленные участки строительства, однажды им даже пришлось участвовать в тушении пожара. За два месяца Попков собрал массу материала о строителях железной дороги, который впоследствии лег в основу серии гуашей «Абакан-Тайшет:



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Осенний день» из серии «Абакан-Тайшет»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Отражение в луже» из серии «Абакан-Тайшет»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Осень» из серии «Абакан-Тайшет»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Поезд» из серии «Абакан-Тайшет»





1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Сопки на Абакане» из серии «Абакан-Тайшет»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Желтый куст» из серии «Абакан-Тайшет»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Н. Ангарск. Байкал» из серии «Абакан-Тайшет»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Тайга» из серии «Абакан-Тайшет»

Ветер перемен, возможно, помог еще больше раскрыться творческой натуре Виктора Ефимовича. Точнее, в первом постсталинском десятилетии можно выделить два следующих друг за другом периода, каждый из которых по-своему отразился в творчестве. Первый, начавшийся в 1953 году после смерти Сталина и продлившийся примерно до 1957 года, - это, собственно, и была «оттепель» с ее жизнерадостно-оптимистическим настроем, возникшим, как реакция на каноническую патетичность и тяжеловесную наигранность сталинского «большого стиля», вместе с непреходящей радостью от свершившейся победы в Великой Отечественной войне и обретенной, наконец, простой мирной жизни. Казалось, что художники решили отдохнуть от глобальных тем и классовой проблематики, отдавшись изображению частного, камерного, даже обыденного, наслаждаясь более непосредственной - этюдной - манерой письма, в прежние годы официально осуждавшейся, как формализм.

Виктор Ефимович также поэтизирует повседневность, и радуется самым простым будничным вещам, которые попадали в фокус внимания. Все эти строители, заканчивающие отделку домов, штукатурщицы на лесах, спешащая на работу молодежь, парящие в небе монтажники передают радостное, молодое, в чем-то наивное восприятие жизни, еще не затронутое внутренней болью, которая с такой пронзительностью проступит в зрелых работах. Он был молод, но и само время тогда жило идеалами молодости:



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Художница. Портрет жены»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Зимой в студии»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Лежащая обнаженная на красном»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Натюрморт с книгами и кистями»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Под деревом»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Клуб "Спутник"»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Коля»



1960 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Весна»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Моя бабушка»





1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Девочка в зеленой кофте»



1959-60 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 -1974) «Женщина с ребенком» этюд к картине «Мальчик»

С начала 1960-х Виктор Ефимович работал на знаменитом в свое время Комбинате живописного искусства, располагавшемся неподалеку от Белорусской. От комбината он и получил задание написать серию картин о целине, ради чего в 1961 году отправился в Казахстан. Жить там было крайне тяжело, но Попков все равно остался и работал, и создал серию прекрасных работ. «У меня все на острие кисточки», - говорил он своим друзьям.

«Земля здесь ровная-ровная. Где-то очень далеко она сходится с небом. Когда среди рваных облаков показывается солнце, синий горизонт становится отчетливее. Ветер - властелин здешних мест. Он гуляет по ровным просторам, и нет ему преграды. Попадись на пути плохая крыша - сорвет, старое дерево или столб - свалит.

Вдруг среди голой степи, словно мираж, город: ровные улицы, белокаменные дома. «Ижевский совхоз». С трудом верится, что все это построено за каких-то шесть лет. «Там, где была целина»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Первые целинники» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «На целине» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Петухи» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Целинник» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Сенокос» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «На целине» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Концерт на полевом стане» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Прополка кукурузы» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Полевой стан» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Целинник Аркаша» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Целинник» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Последняя борозда» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Тихий вечер» из серии «Целинный совхоз Ижевский»
Гуашью почти "Трактористов" Пластова!





1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Совхоз Ижевский» из серии «Целинный совхоз Ижевский»

А такие репродукции для ознакомления на сайте Удмуртского музея искусств:



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Вкус хлеба» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Доярка» из серии «Целинный совхоз Ижевский»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Комбайнер Петухов» из серии «Целинный совхоз Ижевский»

Предвестием характерного впоследствии задумчивого символизма стала картина «Белая лошадь». В ней он «умаляет» живопись почти до графики и при этом достигает предельной драматической выразительности. Картина смотрится фантазией на тему, хотя на самом деле в ее основе лежит натурное впечатление. Сын художника Алексей рассказывал, как во время одной из прогулок они с отцом наткнулись на этот неожиданный образ, который мастер смело стилизовал, доведя его до крайней степени декоративности и одновременно почти литературной иносказательности. Исполненная спокойствия белая фигура лошади резко контрастирует с темным фоном пейзажа, кажущегося неспокойно-агрессивным из-за фабричного здания, окрашенного в назойливо-красный цвет и находящегося почти в центре картины, общее настроение которой кажется наполненным напряженностью и угрозой.

текст частично из книги П.П. Козорезенко (мл) «Виктор Попков»



1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Белая лошадь»

Ну и не удержалась, милых ласточек, резвящихся в чистом небе, под конец запостила:




















1961 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Клуб будет готов к осени!»

любимые художники, Виктор Попков, СССР, живопись

Previous post Next post
Up