Оригинал взят у
werewolf0001 в
Революция дикости ч2В общем и целом - западный мир хочет завершить сорванный Ельциным процесс распада РСФСР (напомню, что Горбачев приравнял автономные республики к союзным, создавая основу для развала уже РСФСР). При этом антиимперский пафос свидомых мало отличается от тех речей, что звучали в Москве году этак в девяностом, причем звучали из уст депутатов Съезда народных депутатов СССР (империя должна рухнуть, потому что все империи рухали).
Задача, которая в 1990-1991 году вполне была решаема мирным путем - сейчас мирным путем не решаема. Все понимают, что во-первых, ничего хорошего из распада не получится, русские в новых государствах моментально станут людьми второго сорта, рухнет экономика и польется кровь. В девяностом такого понимания не было - потому что верили в то, что человек человеку брат, гражданин СССР был удивительно благожелательным и жизненно очень наивным существом. Второе - пример майдана у всех перед носом - новая власть не то что не прекратит воровать - но будет воровать еще больше. Третье - силы, ориентированные на развал Империи привести к власти демократическим путем принципиально невозможно. Даже те, кто считается жесткой оппозицией «режиму» в большинстве своем мирное разделение России не поддержат. Для меня откровением был разговор Федорина, Бендукидзе и Ходорковского - Михаил Ходорковский, человек, которого никак не заподозришь в симпатиях к путинизму, заявил что в случае прихода к власти он будет строить гражданское общество западного типа, но он вовсе не собирается «освобождать народы» - и в таком обществе равны перед законом будут все, вне зависимости от национальности.
Михаил Ходорковский: У меня другое определение империи. В империи люди разных этнических групп (в империи нет наций) имеют разные права. В тот момент, когда мы говорим, что все люди, проживающие на территории Российской Федерации, имеют равные гражданские права и защищаются в равной мере, - она перестает быть империей. Это национальное государство, у которого есть этнические и культурные автономии. И в культурном плане они сохраняются, а в гражданском - постепенно нивелируются. Это значит, что сначала кто то говорит: «Я навахо, а потом уже гражданин США». А спустя некоторое время он говорит уже иначе: «Я гражданин США, по происхождению навахо». Другого пути нет.
…
Михаил Ходорковский: Может быть, без некоторой крови и не обойтись, но действовать нужно по тому критерию оптимизации, который предложил Солженицын, - «сбережение народа». Вы себе только представьте на секунду, проведите мысленный эксперимент: завтра мы отделяем Северный Кавказ. Остановится ли дело на этом? Не распространится ли сепаратизм на другие автономии? А там миллионы русских и смешанных семей. И мы понимаем, цивилизованное отношение в такой ситуации им не «грозит». Они уедут в центральную Россию, потеряв все. Какой будет избранная ими власть? Либеральной? Сомневаюсь. Скорее нам все равно пришлось бы воевать, только в гораздо худшей ситуации. Так зачем ее провоцировать?
…
Михаил Ходорковский: Постепенно, воспитанием, как положено. Ребята, вы можете преподавать все, что считаете нужным у себя, но при этом не можете не преподавать русскую культуру, по крайней мере на том же уровне, что и свою. Мы будем с вами серьезно работать. У вас нет иного выхода, кроме вхождения в состав единой российской нации. На равноправных условиях.
…
Михаил Ходорковский:: Я на эту тему уже отвечал. Если для того, чтобы установить правовой порядок в какой то из частей Российской Федерации, нужно применить силу, то ее придется применять. Иным способом правовое государство не устанавливается. Как по другому?
В послесловии к главе (В. Федорин. Дорога к свободе. Беседы с Кахой Бендукидзе) участники беседы выражаются предельно откровенно:
…
Поэтому не надо ждать от вполне электорального Ходорковского каких-то откровений.
Каха Бендукидзе: Восстановление политического процесса в России - это чисто термодинамический или векторный вопрос. У вас есть векторы или силы, которые готовы разрушать режим: русские националисты, периферийные националисты, левые. Они все противостоят Кремлю. Если вы на их энергию наложите еще какую-то новую энергию, которая будет давить на Кремль, то Кремль легче сдастся. А одновременно и Кремль свалить, и сохранить по всей стране тишь и благодать - это задача нерешаемая. Она требует чудовищной энергии, я не знаю, откуда эта энергия может взяться, высвободиться.
Мы же говорим не о какой-то стране, которая на Луне существует. Мы говорим о Российской империи, которая дважды распадалась ровно так. Вы что думаете, когда Ленин сказал финнам: «Идите, вы самостоятельны», он хотел этого? Можно же прочитать мемуары. Просто не было сил одновременно бороться за революцию и покорять финнов.
…
1991 й год - точно так же. Ельцин смог свергнуть советский режим за счет того, что он прогарантировал всем остальным, что они могут идти своей дорогой. Так что мы говорим не о какой то новой теоретической модели, о которой неизвестно, может ли она вообще существовать. Это ровно два раза случилось в России. И это может случиться и третий раз. Если мы хотим, чтобы в ней восстановился политический процесс. А мы хотим этого. И потом, даже если сценарий Ходорковского с националистическим правительством - верный (я не верю, что это будет эффективно, эффективная мобилизационная экономика - это оксюморон, это как теплая Антарктида, мягкая сталь), то это будет последней отрезвляющей корчей, чтобы выздоровела нация, чтобы она перестала думать о колониях каких то, как перестали думать о колониях англичане. Я сейчас в Лондоне был. Вот что будет, если какого нибудь англичанина спросить: что ты думаешь про Пешавар. Твой дед воевал в Пешаваре. «Ты что, чокнутый, что ли. В 180 странах наши деды воевали. Что их теперь, завоевывать?» Я даже не знаю, есть ли такой маргинальнейший английский политик, который требует восстановления империи…
…
Каха Бендукидзе Может быть, это и есть тот цикл, который завершит имперскую историю России и приведет - после проигрыша в последней войне, который неизбежен, потому что она будет против всего цивилизованного мира, - приведет к формированию уже…
Еще отрывок, уже другой беседы
Владимир Федорин: А что вы думаете про Кахину концепцию демократической трансформации России через коалицию национально освободительных джихадистов, демократов и левых - с последующим распадом?
Альфред Кох: Она в той же степени технологична, что и моя теория Запада как рычага. История знает случаи, когда радикальные исламисты соединялись с европейскими левыми радикалами. Это естественный союз.
Владимир Федорин: Это не только в Европе было - арабская весна.
Альфред Кох: Левацкие «Красные бригады» проходили подготовку в лагерях палестинских боевиков у Ясира Арафата. Так что смычка левых радикалов в России с чеченскими моджахедами вполне возможна.
Каха Бендукидзе: Я еще точнее скажу - правда, меня могут убить, конечно, или закидать камнями мои российские друзья, не враги даже. Задача развала политического режима при использовании энергии распада страны по национальным образованиям, которые не хотят жить в этой империи, - гораздо более простая, чем задача развала режима при условии сохранения империи. Вторая задача просто объективно сложнее, она требует больше энергии, если подходить термодинамически.
Владимир Федоров - русский, уехавший в Киев создавать Форбс-Украина, Каха Бендукидзе - грузин, уехавший в Грузию работать в правительстве. Оба они на одной волне, оба они ненавидят Россию, причем если Ходорковский сразу подчеркивает что он ненавидит режим, а не Россию - то Федорин и Бендукидзе ненавидят Россию. Каха Бендукидзе четко понимает что он хочет - развала империи, и выдвигает вполне технологичный проект - развал империи через коалицию левых радикалов и джихадистов. Вполне реально, по крайней мере внутренних противоречий нет. Говорить с этими людьми о том, нормальный Путин или нет - смысла нет никакого, не об этом речь, с ними вообще разговаривать нет смысла. Их можно только убить, чтобы они не реализовали то, о чем говорят. Кстати, Бендукидзе умер вскоре после этого разговора.
Как можно и нужно убивать всех, кто реализует проекты халифата в Херсонской области, кто собирается устроить джихад в Средней Азии, кто дестабилизирует Урал и Поволжье. Говорить с ними не о чем. Причем убивать надо и за пределами России. Халифат в Херсонской области не наше дело? Нет, наше - представьте себе, что сосед свой участок под свалку отдал, да еще и ядерных отходов. Тоже не ваше дело? У украинцев есть право копать свой огород, но устраивать на нем свалку - права нет.
Подводя какой-то итог.
Идет атака на Россию как империю, с целью уничтожить Россию вообще. Спасти Россию тоже можно - исключительно как империю. Пытаться создать некую химеру под названием «россиянин» - можно, можно даже добиться в этом успеха - создали же советского человека. Только тогда мы рано или поздно опять потеряем страну. Чтобы противостоять этому, нам надо действовать на двух фронтах - внутреннем (самосознание и создание нормальной идеологической платформы) и внешнем.
Россию - нужно развивать именно как империю (можно даже назвать ее - Российская Империя, вполне достойное название). Особенностью империи является два измерения понятия «нация». Есть этническое измерение - я русский, татарин, кавказец, якут, еврей и т.д. И есть политическое измерение - в политическом выражении мы все русские вне зависимости от происхождения, вероисповедания и даже цвета кожи. Причем понятие «русский» должно трактоваться максимально широко - русский это не совокупность генов или форма черепа, а человек, или с детства воспитанный в русской культуре или принявший ее взрослым человеком. Короче говоря, тот кто сам называет себя русским и принимает наш образ жизни - тот и есть полноценный русский. При этом, принятие русской культуры и русского языка - не должно означать отказ от других языка и культуры. Равно как русская культура интегрирует в себя части других культур (например, музыка поляка Мусоргского, творения итальянских архитекторов в Средние века), как русский язык интегрирует в себя слова из других языков - так и любой человек имеет право совмещать в себе две культуры и два языка (конечно, если это не означает необходимость начать джихад).
А на внешнем фронте - самое время поставить под сомнение один из фундаментальных принципов западного мироустройства - каждый народ должен иметь свое национальное государство, должен стремиться к этому.
А должен ли? Я понимаю, это выгодно США - они в таком случае становятся единственной сверхдержавой. Но как насчет остальных? Посмотрите на Африку - все более менее нормальные здания там, почти все крупные инфраструктурные проекты - реализованы либо в период колониализма, либо в период Холодной войны, когда были распространены отношения патрон-клиент. Единое государство - это ведь и единый рынок, и единая армия (которая будет меньше, чем сумма нескольких маленьких), и единый госаппарат, обслуживание которого будет ложиться намного меньшим бременем на плечи каждого живущего на этой территории. Не пора ли нам задаться вопросом - а имеет ли смысл поддержание государственности при численности населения менее какой-то отметки - я понимаю, что это неприменимо к уже развитой Европе, но как насчет стран, которым надо развиваться. За счет чего они будут развиваться? Может, за счет сокращения издержек и объединения рынков?
А та же Украина. Или Афганистан? Или Ливия, Сомали, Сирия? Может, если сам народ не в силах прекратить негативные тенденции на своей территории, остановить войну - стоит разработать механизмы включения этих территорий в состав более крупных и успешных государств - если конечно те захотят? Ведь период империй - это неплохой период, это период мощнейшего технологического рывка человечества. А сейчас застой. С начала века и до середины - мы прошли путь от этажерок братьев Райт до Боинг 747. А сейчас? Примерно за тот же период времени никакого развития - Боинг 747 как летал, так и летает. Почему мы не ведем принципиальной дискуссии как нам с гарантией остановить агрессивный ислам? Как совершить еще один технологический рывок? Как распространить цивилизацию и ее нормы на Африку и Ближний Восток?
Российская империя - это объединенное государство многих народов, которые отвергают путь строительства своего, национального государства в обмен на жизнь в куда более мощном, объединенном государстве, обеспечивающем всем его жителям уровень безопасности и развитие экономики большее, чем это было бы в национальных государствах. Пока мы вместе - мы имеем право на равных разговаривать с США (а почему собственно мы не должны иметь такого права?), над нами не летают самолеты НАТО, у нас крупнейшая территория в мире и мы крупнейший народ Европы. Мы живем вместе и достигли такого уровня взаимной интеграции, какой Европе пока и в розовых снах не снится. То есть Россия - не более отсталая, а более продвинутая, чем Европа, реализовавшая на практике то, к чему Европа пока и не приблизилась. Нет границ, общий рынок, общее право, общий язык - и при этом народы сохраняют свое своеобразие.
А то, что нам предлагают - это революция дикости. Развал империи - это революция дикости, это установление границ, когда во всем мире их снимают, это увеличение числа чиновников, когда во всем мире их уменьшают, это деградация единого пространства в то время, когда мир становится все более и более единым, это убогие, начала прошлого века трактовки нации как «крови и почвы», хотя все от этого уже отошли. Именно поэтому - мы, империя отвергаем этот проект и оставляем за собой право вести войну со всеми, кто называет нас врагами и ведет войну против нас.
Вот, как то так.