Художник Борис Григорьев.

Nov 01, 2015 02:13

записал и выложил видео на тему

Презентация альбома, посвященного первой выставке Бориса Григорьева в России,
которая состоялась в 1989 году в Псковском центральном музее.

рассказывает сотрудник музея Римма Никандровна Антипова

image Click to view



Опубликовано: 31 окт. 2015 г.

Борис Григорьев

Борис Григорьев родился 11 июня 1886 года в Москве. Отец его был директором банка в Рыбинске на Волге, мать - урожденная Линберг - была родом из Риги из семьи купца и судовладельца.

Рано женился - в 1907 году на Элле Григорьевой. После завершения своего обучения в Москве он перебрался с Эллой в Петербург и занимался там 3-4 года в Академии искусств. Позднее работал как свободный художник.

В 1910-11 гг. много работал техники графики, следовал традициям мирискусников, но уже с 1912 года выработал свой стиль. Был профессором Академии в Москве. Являлся автором портрета М. Горького. Участник многих выставок в Париже, Нью-Йорке.

В 1919 году он был вынужден эмигрировать из страны. В Кане на юге Франции он построил маленький дом с ателье и назвал его вилла Бориселла. Она стала основным местом жительства и художественного творчества Григорьева в последние 12 лет его жизни. Его сын Кирилл впоследствии жил в ней. У самого Григорьева почти не было учеников и последователей. Дягилев не привлек к его работе в Русском балете (несмотря на общие точки с творчеством Стравинского), и это до сих пор остается загадкой для исследователей.

В 1920-е годы Григорьев снискал на Западе, особенно в Америке, шумную и внешнюю славу «историка славянской души», сумевшего передать в своих произведениях самый дух, самую сущность национального характера - буйного, стихийного, пугающего. С Россией почти не имел связей. Разве что известный тогда художник Рерих состоял в переписке с Григорьевым.

С 1921 года Григорьев жил в Париже, там ежегодно проходили его персональные выставки. Каждое лето он выезжал работать в тихие провинциальные уголки Нормандии и Бретани. Результатом таких «бегств» от городской цивилизации явились его нормандский и бретонский циклы 1921-1926 гг. Также в 1920-е годы Григорьев часто бывал в США, но не обосновался там на постоянное место жительства, несмотря на поддержку друзей (в частности, Д. Бурлюка).

Для России талант Бориса Григорьева был потерян на многие десятилетия. Только в 1989 году при поддержке Дм. Лихачева состоялась Первая персональная выставка художника на родине, в России (в Псковском музее).

Борис Григорьев имел не только художественный талант, но и литературное дарование. Из его наследия можно назвать письма, эссе «Линия» «Учитель» в сборнике «Расея», поэтические произведения, а также ранний роман «Юные лучи», опубликованный в 1912 году в Петербурге под псевдонимом «Борис Гри».

Борис умер в возрасте 53 лет, его жена Элла - в возрасте 86 лет в полной бедности.

http://www.avangardism.ru/boris-grigorev.html

Антипова Римма Никандровна старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника.


Римма Никандровна в 1959 году окончила Псковский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка, литературы и истории», а в 1972-м - факультет теории и истории искусства ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии Художеств СССР.

В начале своей творческой деятельности Р.Н. Антипова преподавала в районных школах. В Псковский музей-заповедник Римма Никандровна пришла в 1962 году. После перерыва она снова вернулась на прежнее место работы и с сентября 1972 года постоянно трудится в Псковском музее-заповеднике.

Ведущий искусствовед музея Р.Н. Антипова навсегда вписала своё имя в историю мировой культуры как исследователь и популяризатор творчества великого русского художника 1-й половины ХХ века Б.Д. Григорьева (1886 - 1939). В 1989 году ею была организована в стенах Псковского музея первая персональная выставка этого выдающегося автора в нашей стране после 1920-х гг.

Риммой Никандровной были подготовлены многие издания и статьи. В их числе каталоги выставок, буклеты о творчестве псковских художников, статьи в журнале «Псков», монография 1996 года «Тот самый Плюшкин», альбом 2011 года "Живопись и графика из собрания Псковского музея-заповедника" (в соавторстве с Н.И. Салтан) и др.

Р.Н. Антипова стала автором обновленной экспозиции верхнего зала Картинной галереи Псковского музея, которая открылась в 2007 году.

В продолжение десятилетий Р.Н. Антипова пропагандирует духовное наследие дворянского рода Философовых, имевших поместье в Бежаницах Псковской области и столь тесно связанных с культурой русского Серебряного века.

http://museum.pskov.ru/statiy/antipova



«Портрет Шаляпина» 1918 г.


«Портрет Всеволода Мейерхольда» 1916 г


«Портрет Сергея Рахманинова»


«Автопортрет с курицей и петухом» 1924 г.

любимые художники, Псков, октябрь 2015, Борис Григорьев

Previous post Next post
Up