Хильдегарда Бингенская

Jun 25, 2015 04:37




Hildegard von Bingen. Hildegard's healing plants: from the medieval classic Physica. Translated by Bruce W. Hozeski. Boston: Beacon Press, 2001. 209 pgs.

Хильдегарда Бингенская (1098, Бокельхейм - 17.9.1179, Бинген). Хильдегарда была в семье десятым ребенком, и  по традиции того времени ее изначально предназначили к монашеской жизни как своего рода живую “десятину” Богу. Уже в три года она стала испытывать необычные видения и вскоре поняла, что окружающие относятся к этому нервно. В восемь лет родители поручили воспитание Хильдегарды Ютте, сестре графа Мегинхарда Спанхеймского, которая жила отшельницей рядом с монастырем в Диссенберге, неподалеку от Бокельхейма. В пятнадцать лет девушка приняла монашеский постриг в общине, которая образовалась вокруг Ютты. В 1136 году Ютта умерла и Хильдегарда заняла ее место в общине.

Проблема была в том, что с юности и до самой смерти Хильдегарда переживала видения, иногда предсказывала будущее, причем она плакала и подчас, как она писала, “была готова убить себя”, лишь бы избавиться от мистического опыта, о котором мечтают другие, знающие о мистике по книгам. А голос, который она слышала, повелевал ей записывать пережитое. Решающий перелом наступил, как писала она:
“Когда мне было 42 года и 7 месяцев: небеса открылись и ослепительный свет невероятной яркости хлынул в мою голову, наполнив ее. Словно огонь, прошел он в мое сердце и грудь, не обжигая, а согревая, и внезапно я поняла смысл всего, что написано в книгах”.

Современные скептики считают, что Хильдегарда просто

страдали мигренью в тяжелой форме, только вот больных подобной мигренью много, а мистиков среди них что-то больше нет и не предвидится. Духовник Хильдегарды Вольмар, посоветовавшись с настоятелем, разрешил ей писать. Правда, чаще все-таки Хильдегарда диктовала ему, писать ей было трудно, но языком она владела блистательно, слова переплатились в сложные ассоциативные ряды, что вызывает головную боль у современных исследователей этих текстов.

Эти записи позднее были переданы богословам и архиепископу Майнца, которые признали видения исходящими от Бога. После этого к Хильдегарде приставили специального секретаря Вольмара, которому она в течение и надиктовала свою главную книгу “Scivias” (“Познание путей Божиих”). В 1147 г. ее книгу и ее жизнь исследовала специальная комиссия, посланная папойЕвгением III, их одобрил Бернард Клервосский. Хильдегарду прозвали “Рейнгской сивиллой”. Впрочем, в этих откровениях не содержалось ничего, чего обычно ищут в мистике - “исправляющего” Библию или открывающего какие-то ужасные “тайны”; поэтому можно и не верить в содержание этих книг, не читать их (да и кто их теперь читает) - и быть превосходным христианином. В сущности, суть этого опыта - в том, что многие переживают в “обращении”, а пятидесятники специально ищут (и получают) такой опыт на своих богослужениях.

Хильдегарда учила о том, что человек есть микрокосм, в котором как в зеркале сосредоточена вся слава творения. Ок. 1150 г. Хильдегарда покинула Дизибоденберг, где монахини жили бок о бок с монахами, и вместе со своими учениками основала монастырь в 30 км. к северу, на холме Рупертсберг на Рейне около Бингена, чтобы принять всех желающих в число монахинь (их число дошло до полусотни). Позже на противоположном берегу реки она создала еще один монастырь, Айбинген.

Современники были особенно поражены заботливостью Хильдегарды о сестрах: в каждое помещение монастыря была проведена вода, что по тогдашним временам было просто роскошью. Сохранилось почти три сотни писем из обширной переписки, которую вела Хильдегарда, обращаясь к монахам и монахиням, к королям и епископам, -- в основном проповеди и пророчества. Многие пророчества сбывались, отчего одни восхищались Хильдегардой, другие считали ее мошенницей либо чертовкой. Написала она и два вполне научных для того времени трактата о медицине и естествознании. Она много путешествовала по Рейнской области основывая новые монастыри и навещая старые.

В двадцатом веке пробудился интерес к Хильдегарде как к одной из первых женщин, активно занимавшихся “мужскими” делами (богословием, музыкой, правом), к тому же занимавшаяся этими делами новаторски, “по-мужски”, ведь в патриархальном обществе отрицают способность женщины что-то создать новое (хотя и мужчины-то немногие на это способны). Расшифровали ноты ее песен, чья мелодика ощутима отлична от традиционных григорианских хоралов той эпохи. К сожалению, Хильдегардой заинтересовались и последователи феминизма, движения “Нью Эйдж” (они особенно полюбили ее музыку, напоминающую восточные напевы своей медитативностью), а это автоматически влечет за собой подозрение со стороны католиков: “правильного” человека не должны любить “неправильные”. Но ведь Христа любят и нехристиане, слава Христу.

http://krotov.info/yakov/history/12_bio_moi/1179_hildegarda.htm

что бы знали, Хильдегарда Бингенская, святые

Previous post Next post
Up