образование - нечаянная радость

May 07, 2015 20:38


«Русский репортер» решил разобраться: как изменились интеллектуальные способности российских граждан за последние лет двадцать. Действительно ли новое поколение, выросшее в эпоху ЕГЭ, интернета и компьютерных игр, тупеет с каждым днем? Как наши интеллектуальные способности соотносятся со способностями жителей других стран? Для этого мы решили использовать только объективные количественные показатели - данные международных измерений уровня образования, оценки грамотности взрослых, результаты тестов IQ и т. д.
...............

...1995 год - наши восьмиклассники на 17-м месте из 38 стран по математике и на 15-м по естественным наукам. Россия отстает и от Болгарии, и от Чехии, не говоря уж про Сингапур, Корею и Японию. Кажется, основной тезис подтвержден: после начала реформ интеллект нации стал деградировать.

1999 год - ничего нового. Из 37 стран мы по математике на 12-м месте, а по естественным наукам - на 16-м.

2003 год - по математике мы на 12-м месте среди почти 50 стран. Это чуть получше, но радоваться нечему. «Произошло явное снижение средних результатов выполнения международных тестов российскими восьмиклассниками. Так, например, в 2003 году средний балл по математике составил только 508 баллов, а в 1999 и 1995 годах - 526 и 524 балла соответственно», - печально констатируют авторы отчета.  Поглупение налицо.

2007 год - происходит что-то странное. «Результаты российских школьников превысили средние международные показатели. По математике: 4-й класс - 6-е место среди 36 стран, 8-й класс - 8-е среди 49 стран; по естествознанию: 4-й класс - 5-е место среди 36 стран, 8-й класс - 10-е среди 49 стран».

2011 год - эта странная тенденция усугубляется. По знаниям в области естественных наук наши четвероклассники уступают только четырем странам: Южной Корее, Сингапуру, Финляндии и Японии. От нас отстают почти все, в том числе Гонконг, Швеция, Нидерланды, Австрия, Норвегия. С восьмыми классами почти такая же картина. По математике дела чуть хуже, но все равно - сравните баллы, набранные учениками 8-го класса: Россия - 539, Финляндия - 514, США - 509, Италия - 498, Норвегия - 475, Чили - 416.

Правда, эта тенденция до сих пор остается незамеченной, по крайней мере в разговорах про «деградацию школы и поколения» ее редко вспоминают. А ведь, по сути, это событие куда более значимое, чем например, победа нашей сборной на чемпионате мира по футболу. Тут действительно есть причины для гордости.

За десять лет наши школьники улучшили свои знания на 10-40 баллов. При этом мы конкурируем со странами, чьи вложения в образование во много раз больше наших: какой ВВП на душу населения в России и какой в Норвегии или Швейцарии! Вообще-то это сенсация.

Можно, конечно, сказать, что глупеет весь мир. И наша деградация на этом фоне не так заметна. Но организаторы исследований с самого начала рассчитывали на то, что результаты будут сравниваться из года в год. Поэтому сначала составлялся банк заданий примерно одинаковых по сложности. Часть из них случайным образом отбиралась и пускалась в дело. Другая хранилась в строжайшем секрете. Во время следующего измерения она изымалась из тайника, к ней добавлялись задания, эквивалентные по трудности. И так уже почти 15 лет. За это время баллы ведущих стран мира практически не изменились.
Мы идем вровень с Финляндией и Сингапуром, а весь остальной мир позади

подбности: http://expert.ru/russian_reporter/2013/49/podschitat-rossijskij-um/?1

семья, школа, образование, дети, 21 век, Россия

Previous post Next post
Up