Оригинал взят у
loboff в
И Карфаген тожеО результатах вчерашнего опроса отпишусь завтра. А пока что
интересный текст от ув.
taira_koremochi. Есть нюансы, с которыми тяжело согласиться, но это лишь оттого, что текст есть сознательное упрощение, из необходимых, во избежание белого шума и забалтывания вопроса. Здесь крайне жёстко отсечено многообразие сторон украинского конфликта, и отсечение это помогает понять именно что один из аспектов этого противостояния. Мало того - тот аспект, который в официальной риторике является, в силу законов медийной драматургии, якобы основополагающим. Тем интереснее разбор реальных раскладов в этом, столь спекулятивном вопросе: противостоянии официальных России и Украины.
С этой точки зрения всё изложено даже не жёстко, а скорей жестоко, но - верно более чем.
«... Когда украинские элитарии заявляют о Российской агрессии, они абсолютно правы. В этой войне украинская элита защищается. Цель России на Украине не присоединение территорий или же недопущение НАТО как таковые. Россия преследует цель полной смены украинской элиты. Об этом никогда не объявят с экранов телевизора и не напишут официальные СМИ. В Москве решили, что украинская элита недоговороспособна, и должна быть заменена на любую договороспособную. Осознание угрозы заставляет украинских элитариев защищаться любыми средствами, и уничтожать любые проявления нелояльности. Отсюда и ограничения в информационном пространстве, радикализация политики, военные призывы и репрессии.
Украинские элиты долгое время воспринимались в Москве своими. Отщепенцы есть везде, но именно статус "своих" позволил в своё время решить Кучме ряд стратегических вопросов: крымский и газовый транзитный. Всё изменилось после первого майдана. Кучма назначил своим преемником Януковича. По всем элитным правилам он должен был стать президентом. Поэтому когда Януковича прокатили, возник вопрос: а кто там решает?
Обычные люди живут в мире со своей системой угроз. У элиты она иная. Этого требует статус. С обывательской точки зрения элитный уровень жёсткий. Ошибешься, сболтнёшь лишнее - игнорирование, снятие с должности, потеря статуса, смерть. Такое положение определяют особые требования к элитариям. Скажу так: они должны быть предельно адекватными обстановке. В украинском элитном слое произошел после 2005 г. не просто раскол, а бардак. По статусу верховным разводящим должен был стать Ющенко, но его игнорировала Тимошенко, а пострадавшие от майдана мечтали о реванше. Адекватные люди в такой ситуации объявляют внеочередные выборы и меняют "сбитого" лётчика. Украинская элита пошла своим путём, выстаивая различные комбинации. Помните Януковича-премьера при президенте Ющенко? Какая зрада майдана! В ответ Тимошенко заключила с Россией известный газовый контракт. Элитная суть контракта была не в деньгах, а в том "кто решает" на Украине. Тимошенко подписалась под тем, что это она. За что её прокатили на выборах и посадили в тюрьму.
Казалось бы, консенсус восстановлен, наследник Кучмы стал со второго раза президентом. Но донецкие оказались овцами в оркских шкурах. Элитный порядок они не вернули. Слишком многое изменилось. Другие кланы привыкли жить только своими интересами.
Позиция "нового Кучмы" требовала реальных репрессий. При этом людям в Москве донецкие надавали разных обещаний. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии, например. Такие вещи требуют реальной крутости уровня "последнего диктатора Европы". И? Янукович продолжил курс Ющенко, а его верный премьер с прытью Дон Кихота занялся борьбой с газовым контрактом. "Мы тут ничего не решаем, но пусть будет всё, как при Кучме".
В то время украинские элитарии уже понимали, что более им никто в Москве верить не будет, поэтому они решили, что найдут другую сторону, обеспечивающую сохранение статуса. Это стороной должен был стать ЕС. Единственной возможностью юридического оформления отношений была Ассоциация. Естественно, договор о ней и читать не нужно было. Во-первых, украинские элитарии давно жили в условиях игнорирования договоров. Во-вторых, иных вариантов у них попросту не было. Поэтому отсрочку Ассоциации они восприняли, как предательство Януковичем своих интересов. Это определило дальнейшую судьбу "донецкого бандита". Второй майдан усугубил ситуацию с элитной определённостью. Кто решает на Украине? Американский посол, Коломойский, Турчинов или Яценюк?
Крым стал сигналом о том, что для Москвы украинские элитарии никто. Их даже спрашивать не будут. Осталось только сплотить ряды и защищаться изо всех сил. Порошенко выигрывает выборы в первом туре. Я охотно верю словам подручного Коломойского Корбана, что они на этой войне ничего не заработали. Разве можно заработать, когда борьба идёт на уничтожение? Апелляции к просвещённому и могущественному Западу преследуют цель отговорить Москву от принятого решения. Отсюда и бесконечная череда переговоров. Путин поговорит с Порошенко и признает его. Но проблема не разрешима.
Разговоры и присутствие европейских лидеров не делают Порошенко человеком, который решает. Он регулярно демонстрирует отсутствие способности что-то решить. Например, была известная проблема с донецким аэропортом. Он решил её? Нет. Он не смог ни сдать его по первым минским договоренностям, ни защитить. Это представляет проблему и для любых представителей западной стороны. Отсюда и проблемы с реальной помощью для Украины со стороны Запада. Полагаю, что на этот момент они тоже убедились в наличии объективной проблемы и думают, как её решить - даже в Вашингтоне. История с неправильными фотографиями российского вторжения в Сенате тому яркий пример.
Население Украины оказывается заложником ситуации. С одной стороны, необходимо поддерживать государствообразующую элиту, с другой - реальность двадцати лет снижения элитных обязательств по отношению к народу. Да и зримая деградация элиты мешает сделать осознанный выбор. При этом Путин действительно страшен. Помимо того, что он чморит наших князей, он еще хочет заменить их непонятно на кого. Население обладает свойством облагораживать собственных элитариев. Приятно ведь, когда над тобой цивилизованный человек. Поэтому наблюдая контрэлиту обыватели от неё не в восторге. Отсюда массовое распространение культа Путина. Ведь он угрожает картине мира, устоявшейся реальности. Хоть в чем-то украинская элита солидарна с населением.
Когда говорят о прямом российском вторжении, то забывают, что в таком случае украинские элиты доставались бы в нагрузку к территории. И ты разберись среди них, где свои, а где чужие. Поэтому в Москве делают ставку на контрэлиту военную (повстанцы, террористы-сепаратисты) и невоенную. Для украинской элиты это смертельные враги безотносительно симпатий к России. Поэтому со всеми ими она будет бороться любыми доступными методами. А так как условный Запад в своих интересах поддержал устранение Янковича, подписавшись за новую власть, то ему приходится закрывать глаза на стандарты этой борьбы.
Ситуация неприятная, так как теперь любая контрэлита будет антизападной. То есть вопрос НАТО в послевоенной Украине решится сам собой. Не нужно удивляться позиции Путина по территориальной целостности Украины и необходимости пребывания Донецка и Луганска в её составе. Это троянские кони контрэлиты. А она стоит на порядки дешевле режима оккупации с неизбежной необходимостью репрессий. Всё сами сделают.
Украинский кризис носит беспрецедентный характер на постсоветском пространстве. Любая смена элит это война, что мы сейчас и наблюдаем.
Целью этой войны для украинских элитариев является сохранение статуса. Для России - их полная замена любыми другими. В этой ситуации никаких компромиссов быть не может. Процесс носит ещё и характер показательного избиения. Что бы другие видели. Проблема США и ЕС в украинском кризисе не в Путине, недостатке денег, решимости или вооружении, а в неадекватности местных элит. Даже угроза физического уничтожения не смогла мобилизовать их и отказаться от устойчивых привычек. Единственное чем западная помощь увенчалась, так это уверенностью, что "Америка с нами!".
Рассуждения о Новороссиях, Абхазиях и прочих промежуточных формах не имеют смысла до завершения конфликта. Население в любом случае будет страдать от конфликта. Угроза стимулирует усиление репрессий в отношении любого недовольства, трактуемого как пособничество смертельному врагу. В этом легко можно убедиться, наблюдая за риторикой активных сторонников существующей элиты.
Проблема могла бы автоматически решиться за счёт преобразования элиты в монолитную систему, но - никаких предпосылок к этому нет. Полагаю, что процесс атомизации элиты зашел слишком далеко, а естественный отбор предполагает конкуренцию с контрэлитой, со всеми вытекающими последствиями. На этом фоне более чем вероятно в Москве заняли позицию: Carthaginem delendam esse...»