Аз или Я? - наконец, ответ найден

Feb 19, 2015 04:07

АЗ - "название первой буквы рус. азбуки"; (в выражениях ни аза не знать, азы науки, начинать с азов и т.п.) "начальные (элементарные) сведения". В других славянских языках имеет значение "я". Этимология не вполне ясна. (Черных).

♦ От ар. وز вазз "гусь". Именно гусем (ср. начертание: ى)  в ар. алфавите изображается вариант Алифа, называемого в обиходе وز вазз "гусь". Его официальное название алиф максура (مقصورة ألف), букв. "Алиф укороченный", что  противоречит факту. По изъятии из слова максура приставки и окончания, и прочтении корневой части в обратном направлении получаем смысл этого названия: РУСК. Это действительно "русский гусь", который изображён на древнеегипетской фреске в качестве создателя мира (читай империи). Гусь в качестве символа Руси выбран потому, что рус. буква Глагол в древне-арамейском алфавите совпадала по начертанию с буквой Реш (ר), отчего рус. слово гусь стало совпадать в еврейском прочтении с названием Руси. Значение "начало" у буквы Аз возникло не только по причине начального положения буквы, но и потому что предлог от этого ар. корня إزاء 'иза:'а означает также "находиться впереди". Эта же конфигурация повторяется в десятой букве под названием Йа: ي. Хотя числовое значение её - 10, она помещена в другом ар. алфавите (не счетном) на последнее место таким образом, что по звучанию названия она совпадает с последней буквой рус. азбуки (Я). Обращает на себя внимание, что индивидуумы одной части в прошлом единого славянского этноса называют себя первой буквой рус. (и ар.) алфавита (Аз), индивидуумы другой части - последней буквой тех же алфавитов (Я). Единственное тому объяснение - то, что в ар. алфавите эти две буквы имеют одинаковое начертание (силуэт гуся).
Слово я в рус. языке происходит, тем не менее, не от названия буквы, а от ар. جاي йай (гай, джай) "иду", употребляемого в ответ на зов.
Это означает, что Аз как местоимение - вторично, эта функция перенесена на первую букву по сходству начертания с последней буквой, название которой совпало по звучанию с местоимением.

ПС

и в самом деле - кто такой я, если не тот, кто откликается на Зов?
глубоко, красиво, верно.

в статье "Бог заставляет нас говорить" Ройгеншток-Хюсси по своему глубоко и точно развивает мысль о том, что только откликаясь на речь, обращенную к нам, и давая свой ответ - мы становимся человеком, который, отвечая, растёт над собой.

у Вашкевича глубже только в том смысле, что Зов может был беззвучным, безсловестным...
и тогда тот, кто рас-слышал Его и отозвался нутром в ответ - тот и есть человек как таковой

Николай Вашкевич, человек, Ойген Розеншток-Хюсси, речь, РА

Previous post Next post
Up