толкование Евхаристии по Вашкевичу

Jan 11, 2015 21:46

ЕВХАРИСТИЯ, таинство евхаристии, (причастия) - "название одного из главнейших таинств церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение - литургию". (Брокгауз). По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в Е. хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы "одно из семи канонических таинств православной церкви, таинство благодарения", связанное с тайной вечерей, которую устроил Христос в последний день пребывания вместе с учениками, когда он, разломив хлеб, сказал: "примите и ядите, сие есть тело Мое, и, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все: ибо сие есть кровь моя...". (ППБЭС); от греч. eucharistia букв. благодарение. (Крысин). ♦ Слова Христа основаны на созвучии евр. слова лахм "хлеб" и ар. لحم ляхм "мясо, плоть", а также ар. слов خمرة хамра "вино" и حمراхамра "красная", т.е. "кровь". Слова Христа передают ар. фразеологизм: أنا لحم ودم 'ана: лахм ва-дам "я плоть и кровь" в значении "я живой человек", т.е. я страдаю, что согласуется не только с контекстом и ситуацией, но и с греч. словом eucharistia "благодарение", начало которого евхар скрывает ар. أواخر'ава:хир "конец, кончина", (откуда рус. вечер), сложенное с именем Иисуса (по-арабски عسا Иса). Далее рус. слово ядите скрывает ар. أيد 'аййад "поддерживать". Речь идет об участии со стороны апостолов в страдании Иисуса перед казнью. С другой стороны, греч. термин евхаристия от ев харисто "спасибо", букв. "хорошая любезность" как раз в обратном переводе на рус. язык (спаси Бог) отражает чаяние устроивших вечерю. Нередко перевод на рус. язык, как  в этом случае, являет собой восхождение к первоисточнику. Буквальное понимание именно как вкушение истинного тела и крови Спасителя, как настаивают богословы не может быть принято, поскольку данное таинство никакого отношения к каннибализму не имеет. Но самое прозрачное значение слова, вытекающее из контекста: "ев Христа", наподобие "читая Христа".

http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/E.htm#ЕВРЕИ

ПС

мне это толкование весьма импонирует
оно полностью снимает нелепое обвинение христиан в каннибализме
к сожалению, должно признать, что в современном христианском сознании, что у католиков, что у православных
на этот счет нет ясности
католическое учение о пресуществлении хлеба в плоть, вина в кровь весьма запутала этот вопрос
оно весьма отдает магизмом, на мой взгляд
и я очень рад, что исповедник веры и мученик, которого уже многие почитают в лике святых (как и я) это хорошо понимал.
вот отрывак из его лекции "Христианство" которую он прочитал 8 сентября 1990,
когда до его смерти оставалось меньше суток:

....А вот в эту ночь, о которой я говорю, которая произошла
весной 30-го года первого столетия нашей эры, Иисус Назарянин в
окружении двенадцати совершает обряд воспоминания о свободе,
которую дарует Бог. И крови здесь нет, а есть чаша с вином и
хлебом. И он разламывает этот хлеб и раздает всем и говорит:
"Это мое тело". Как жертвенный агнец за людей. И он обносит
чашу среди учеников и говорит: "Это Моя кровь, которую Я
проливая за вас, это Новый Завет в Моей крови".

Таким образом, в этой священной трапезе, о которой мы с
вами говорили, когда касались литургии, Бог и человек
соединяются уже не в реальной физической крови, но в
символической крови земли, ибо виноградный сок, вино -- это
есть кровь земли, а хлеб -- это есть плод земли, это природа,
которая нас кормит, это Бог, который отдает себя людям в
жертву. И вот Иисус Назарянин совершает эту жертву.

И с того мгновения, с той священной ночи чаша не перестает
возноситься и совершается евхаристия. Во всех направлениях
христианства, во всех церквах и даже сектах, всюду этот знак
присутствует.

http://lib.ru/HRISTIAN/mennhr.txt

Иисус, Церковь Христова, о. Александр Мень, Евхаристия

Previous post Next post
Up