отказ от соборности - тупик православия

Jan 15, 2014 11:43

Оригинал взят у d_st75 в Аналитика
Оригинал взят у ioann_vasilisk

Межправославная напряженность...

Вот прошло уже почти 2 недели с того, как главным объектом внимания в церковно-общественной жизни на постсоветском пространстве является о. Андрея Кураев с его разоблачениями "голубого лобби" (не всегда правдивыми, конечно, но это уже отдельный разговор)  внутри РПЦ, и конечно, он может породить здесь большую бурю. Об этом было уже много сказано и написано, но мало кто заметил, что буря уже поднимается на уровне межправославных, а то и межхристианских отношений. Очень остро стал вопрос о "первенстве во Вселенской Церкви". Официально он рассматривается в рамках православно-католического диалога, но уже давно затрагивает роль Константинопольского Патриарха и Патриархата на межправославном уровне. Большинство Поместных Церквей считают Вселенского Патриархата неким всеправославным арбитром, который может решать межправославные конфликты (иногда, и внутри одной Поместной Церкви), предоставлять автокефалию части той или иной Поместной Церкви. Но у РПЦ позиция своя: КПльский патриарх всего лишь первый в списках диптихов и никаких дополнительных прав и обязанностей не имеет. Кстати, именно вот эта позиция РПЦ сильно препятствует дальнейшему продвижению православно-католического диалога, точно такой же она видит и роль Папы как до раскола, так и в будущей Единой Церкви.
25 декабря ушедшего года на очередном заседании российского Синода впервые был принят официальный документ по этому вопросу: "Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви". При том, что этот документ оспаривает первенство Вселенского Патриарха, допустил такие экклезиологические формулировки, которые однозначно ставят, по выражению уважаемого kalakazo, крест на соборности:
"Источником первенства епископа в своей епархии является апостольское преемство, сообщаемое через хиротонию. В своем церковном уделе епископ обладает полнотой власти - сакраментальной, административной и учительной. Сакраментальная власть епископа с наибольшей полнотой выражается в Евхаристии. При ее совершении епископ является образом Христа, с одной стороны представляя Церковь верных перед лицом Бога Отца, а с другой - преподавая верным благословение Божие и питая их истинными духовными пищей и питием евхаристического Таинства. Как глава своей епархии епископ возглавляет соборное богослужение, рукополагает клириков и назначает их на церковные приходы, благословляя им совершать Евхаристию и другие Таинства и священнодействия."
Если бы это был католический документ, вопросов бы не возникло, но ведь это вроде как документ написан в Восточной Церкви, где основополагающим принципом является соборность...
Но ответ от КПля под названием "Первый без равных", который написал митрополит Бурсинский Елпидифор (Ламбриниадис), поверг меня просто в шок. Этот "шедевр" в три раза "превзошел" московский документ:
"Если мы будем говорить об источнике первенства, то источником первенства является тот самый человек, архиепископ Константинопольский, который именно как епископ является первым «среди равных», но как архиепископ Константинопольский является первым иерархом без равных (primus sine paribus)"
Общий настрой этого документа выражает всего лишь одна сноска - пояснение автора:
"[8] Я лично касался этой темы во время лекции в Богословской школе Святого Креста в Бостоне: «Действительно, на уровне Святой Троицы принципом единства является не божественная сущность, но Личность Отца («единоначалие» Отца), на экклезиологическом уровне поместной Церкви принципом единства является не presbyterium или общее служение христиан, но личность епископа, таким образом, на Всеправославном уровне принципом единства не может быть ни идея, ни учреждение, если мы хотим быть богословски последовательными, им должен быть человек»
Летом этого года, в заметке "Высшая Церковная власть в Поместных Церквах" я приводил каноническое устройство Вселенского Патриархата и тогда оно мне казалась вполне приемлемым, особенно исходя из совершенно адеватных экклезиологических пояснений о. Иова (Гечи), ныне архиепископа Русского экзархата.
Если же позиция митроп. Елпидифора является позицией теперь всей Константинопольской Церкви, то как будут дальше развиваться события??
Не так давно, ареной геополитической борьбы стала маленькая Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Уже почти год там нет предстоятеля, т.к. не могут избрать архиепископа одного из двух главных городов, без чего избрание Первоиерарха по уставу невозможно. Как КПльский, так и Московский Патриархат двигают своих кандидатов и договориться до сих пор не могут.
Кроме того, нарастает противостояние между Анитохийской и Иерусалимской Церквами, каждая из которых считает своей канонической территорией маленький Катар. После рукоположения в Иерусалиме архиепископа ,Катарского Антохийский Патриархат угрожает прервать евхаристическое общение. Посредничество Вселенского Патриархата к договоренностям не привело.
Остается открытым и украинский вопрос, учитывая болезнь Блаженнейшего Мирополита Владимира и желание непризнанного Киевского Патриархата организовать объединительный Собор....

И вот в таких непростых условиях Вселенский Патриарх Варфоломей "пригласил иерархов Церквей мирового православия в марте в Стамбул для подготовки Всеправославного собора"....

православие, РПЦ

Previous post Next post
Up