Если говорить о России, то здесь феодализм уже давно наступил. Принципы власти, производства и социальных отношений у нас во многом феодальные, и это не может не влиять на Европу. Тут мы ее обгоняем и тянем за собой.
Я думаю, что не только в России история может соскочить с восходящей спирали на круговое движение, а потом и на обратную спираль. Чувствуется, что внутренне люди уже давно готовы к этому - к Новому Средневековью.
Я думаю, что погружение в средневековое сознание - это как раз попытка преодолеть технологизацию. Попытка возвращения человека и окружающего его мира к человеческому размеру. В этом, собственно, и заключается новая утопия. Я бы все-таки назвал свой новый роман утопией, а не антиутопией. Глобализация предполагает эволюцию человека в сторону технологического рая, то есть когда человек с его потребностями, желаниями, помыслами и надеждами становится просто суммой технологий. Любовь, оказывается, это просто комбинация химических реакций.
Новое Средневековье - это молот, разбивающий такие представления о человеке.
Бердяев ошибся геополитически, но он не ошибся в этических категориях. Геополитически Россия после революции сохранила имперский статус, но во внутренней государственной структуре она стала следовать средневековой феодальной этике. Носителями идеологии Нового Средневековья стали миллионы крестьян, которые хлынули в города и в 30-е годы XX века сокрушили то, что еще оставалось в России от европейской науки, культуры, религии и бытовой этики. Миллионы новоиспеченных партократов, инженеров, ученых, писателей, художников, кинематографистов, поэтов с крестьянской жестокостью и нахрапистостью утвердили идеологию нового средневекового сознания. Вспомним таких персонажей, как Лысенко, Жданов, Хрущев, Демьян Бедный, Каганович, Сурков, Фадеев, Пырьев, Хренников. Практически были обращены в средневековье все сферы социальной и культурной жизни. Лозунг «Генетика и кибернетика - продажные девки империализма!» - чисто средневековый. Философия как наука была практически растоптана сталинскими сермяжными «хвилософами». Поэтому Россия в отличие от Европы уже давно готова к Новому Средневековью.
http://newtimes.ru/articles/detail/73573 ПС
замечу только, что в СССР сохранялся антитезис феодализму: например, разгоревшийся русский космизм начала 20 века, который, воплотившись в реальные достижения космонавтики, грандиозно расширил картину мира для советского человека, человека массы
после крушения СССР эта альтернатива стремительно исчезает прямо у нас на глазах