Славой Жижек в Афинах. Арт-активизм. Министр культуры Мединский
Актуальное
Сегодня, это отчет с поездки словенского философа Славоя Жижека в Афины. 3 июня там прошла конференция «Сердце Европы бьется в Греции». Славой Жижек был приглашен представителями второй по величине греческой партии SYRIZA, он выступал там с лекцией о будущем Европы. Он говорил о свержении неолиберальной политики, которые порождают гуманитарный кризис.
Источники информации
Я читаю сайты:
artinfo,
openspace и блоги content review art daily и
http://vearsobooks.comПотрясение
Я общаюсь только со своими коллегами, художниками, деятелями современного искусства… можно сказать, что одно из самых больших культурных потрясений последних суток, которое началось давно и продолжатся до сих пор - это назначение министром культуры Мединского, который, по моему, превосходит все мыслимые и немыслимые пределы художественного воображения. Но мне кажется, вот этот господин очень сильно повлиял на моё настроение в последнее время.
Тенденции в искусстве
Я думаю что самыми горячими на сегодняшний день является тот тип искусств, который вопреки всем большим формам, типа документы, которые реагируют массовыми настроениями протестными. Я не говорю о каком-то арт-активизме. Вообще о разных формах, вплоть до отказа от чистого искусства и признания уличных ассамблей форматом его существования. Эти вещи будут определять лицо искусства ближайшие 5 лет, может быть больше. Художники, которые прошли уличную активность - на них этот опыт сильно повлияет. И то, что искусство десятых (2010-2019) будет пронизано вот этой уличной интенсивностью и энергией - как это отразится конкретно сказать сложно, но... Ну и плюс тот факт, что конечно же появилась возможность у искусства свои методы художественные, связанные с посвящением, с возможностью критического взгляда на вещи, с организацией коммуникативных сетей. То, что сегодня эти все методы могут включится в план политической борьбы, не только в России, но и в принципе по миру. Быть не просто красивыми словами, но и реально практикой, которая слита с общественным движением - этого не было несколько последних десятилетий. Безусловно, такие демократические практики, такие школы художественной свободы - они, я уверен, будут увеличиваться постоянно. Мне кажется это довольно инновационно для России. А для мира это уже существует какое-то время в режиме образовательного поворота. В последнее время к нему добавилось осознание того, что это просто необходимо для развития общества.
Давление общества
Мне кажется, с искусством сейчас есть свои сложности и если какое-то врем назад Бойс мог сказать, что каждый может быть художником и это была некая утопическая освободительная максима, то сегодня она превратилась в обязательство. То есть, ты не можешь, а обязан быть художником. Потому что ты обязан превращать свою жизнь в произведение искусства ля того чтобы быть адекватным к тем отношениям труда, которые есть сегодня. И это ужасно, то что у инженера, у рабочего, у клерка, у уборщицы просят CV так же, как просят у художника. Просят, чтобы они сделали некое перфомативное (sic!) представление в момент устройства на работу. Поэтому я думаю, что во избежание таких вещей, наверное, самое горячее, что есть сегодня - это попытки творчески не быть художником, попытки творчески не производить искусство. И в этом смысле я опять повторю свой тезис: мне кажется, что такие новые практики, связанные с реактуализацией публичных городских пространств, связанные с новой педагогикой и новыми формами культурного и коммуникативного взаимодействия людей, сегодня является той формой искусства, которая наиболее соответствует моменту. Будет ли она таковой признана или нет - я не знаю. И будет ли это хорошо или нет - это тоже вопрос, потому что признание таких вещей произведением искусства может им и навредить. Но я бы скорее так ответил. Начиная какой-нибудь дидактической инсталляцией и заканчивая то же ассамблеей на площади города.