Историко-архитектурного музея ИАЭТ СО РАН под открытым небом.

Aug 04, 2012 19:46

Институт археологии и этнографии СО РАН.
Академгородок. Новосибирск

Часть 2. Археологическая часть посещения
Историко-архитектурного музея ИАЭТ СО РАН под открытым небом.

Оригинал лежит тут: http://art-science-world.com/science/iae-02.html



Институт археологии и этнографии СО РАН - отправная точка для посещения такого интересного места, как Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО РАН под открытым небом или просто Историко-архитектурный музей. Музей является не просто музеем, а своего рода лабораторией института, поэтому его посещение возможно только по предварительной договоренности. Договариваться надо по телефону 8-913-781-54-93 (а лучше пройти по ссылке и посмотреть, не изменился ли он), причем звонить можно в строго определенное время, а именно: с понедельника по пятницу строго с 8.30 до 10.00 и с 16.30 до 18.00.

Музей работает с 1 июня по 30 сентября, заявки начинают принимать аж с 19 мая. До музея ехать примерно 10 минут от остановки "Гидродинамика", и вам надо либо подбирать автобус так, чтобы успеть доехать до остановки "Экспериментатор-1", либо заказывать такси (170 руб. от Верхней зоны Академгородка), либо ехать своим транспортом (а заодно захватить с собой экскурсовода).




Без экскурсовода в музей не попасть, экскурсовод - сотрудник ИАЭТ, человек грамотный и знающий, так что его есть смысл послушать и позадавать вопросы, он может на них ответить :)

Расписание работы музея:

вторник, четверг, суббота

с 10.00 ч. до 11.30 ч.

с 12.00 ч. до 13.30 ч.

с 14.00 ч. до 15.30 ч.

с 16.00 ч. до 17.30 ч.

среда, пятница

с 10.00 ч. до 11.30 ч.

с 16.00 ч. до 17.30 ч.

Выходные дни: воскресенье, понедельник



Можно не пытаться приехать просто так, разве что вам повезет, экскурсия в это время будет идти и вас к ней присоединят. Иначе вы обнаружите, что музей попросту закрыт и за дверью собачки бегают. Да, в общем-то устраивать такой демарш и смысла нет: экскурсовод вас никак не подгоняет, рассказывает все вполне вдумчиво, время на все будет, "пасти" вас, наоборот, никто не будет. Одним словом, я к тому, что это тот редкий случай, когда экскурсовод не мешает ознакомлению с музеем, а помогает ему.

Вас ожидает экскурсия по трем частям: археологической, этнографической и архитектурной. Возможна обзорная экскурсия, возможна тематическая. Ну, это уже сами договаривайтесь. У нас была обзорная

Команда визитеров



прибыли на место



Музей был создан по инициативе академика А.П.Окладникова, о котором шла речь в предыдущем рассказе про Институт археологии и этнографии СО РАН, в 1979 г. (хотя на сайте стоит 1970 г., но вероятно это дата зарождения идеи). С самого начала предполагалось, что это будет комплексный музей, где будут размещены подлинники и постройки, а также предметы быта времен от древнего человека до начала XX века.
Территория музея, можно сказать, обширна - это 46 га, из которых 17 можно застраивать. Но на самом деле большая часть территории пока что стоит пустая и ожидает лучших времен для науки вообще и историко-археологических ее разделов, в частности. Нет, разумеется, она заполняется все это время, но не так быстро, как хотелось бы.



Вообще-то сначала хотелось и вовсе сделать всесибирский музей с типичными подлинными постройками, особенно крестьянскими постройками, поскольку согласно теории, основная часть этнических традиций хранится именно в крестьянской среде. Планы были обширными, однако в 80-90-хх годах стало понятно, что они не слишком реальные. Правда, не слишком понятно почему, а спросить я забыла, но полагаю, что проблем собственно две: не слишком просто перевезти, а после и восстановить деревянное здание (тут нужны материалы, мастера, забытые умения и т.п.), к тому же это стоит довольно заметных денег, а положение наших музеев (и науки заодно) сами знаете какое... Но я надеюсь на лучшее, а пока вернусь к музею.

Прямо под открытым небом располагаются более 70 археологических памятников. Вот с них мы и начнем.



Эта грандиозная каменюка вроде как служила для получения заготовок орудий труда древних людей. Говоря, что это видно по сколам на камне, но мой скромный альпинистский и туристический опыт заставляет меня усомниться в том, что сколы действительно человеческого происхождения. Возможно, археологи тут что-то и видят. А, может, и нет. Но камень имеет инвентарный номер, значит, каталогизирован, и значит теперь это не просто каменюка, а музейный экспонат :)



Тем не менее, эта каменюка стояла на Алтае на стоянке Улалинка, и возраст ее 300 тыс. лет. Это самый древний объект музея. Такие дела...



Есть утверждение, что вот этот красноватый цвет камня возник от древних костров древних людей, но в последнее время эта гипотеза подвергается сомнению.

Дальше мы плавно переходим к южносибирской Окуневской культуре (эпоха неолита, 5-6 тыс. лет назад). Сейчас перед нами будет серия рисунков-изваяний, чья главная ценность - антропоморфизм и символы Солнца и плодородия, а также различные "оленные камни" с изображениями оленей, которые были почти что сакральными (священными) животными, наконец, изображения воинов и плиты из могильных сооружений. Поехали...





Эти точки в камне - изображения древнего лося, а сами точки показывают, что лось убит. (Древние люди не всегда рисовали зверей истыканными стрелами, иногда победа охотника передавалась символическими знаками). Камень доставлен с Дальнего Востока, с Амура.



"Юнга на корабле", которому дали право первому угадать, что изображено там, где на камне темное пятно, решил, что это корабль.



Но на самом деле это тоже олень, изображенный 4.5 тыс. лет назад. Чуть выше и левее - погибший человек (об этом говорят положения рук - левая вниз). Интересно, что по тем временам животное всегда изображали в профиль, а человека в фас. Многочисленные спиральки и круги - солярные символы.



Обратная сторона памятника. Камень доставлен из Красноярского края, Хакасско-Минусинской котловины.



Этот местный Стоунхендж ничто иное, как могила. Могилы в тех краях и временах выглядели так: человек хоронился в прямоугольной яме в земле, засыпался, а по ее краям кругом ставились такие вот могильные плиты. Чем больше площадь занимало захоронение, тем знатнее и богаче был умерший. 2 тысячелетие до н.э.

Далее - общие виды этой части музейной коллекции. Я, конечно, "играю" Фотошопом, но в целом такая вот серая дымка - это след тех самых сибирских пожаров 2012 года. Эти две фотографии остались необработанными.





Наш экскурсовод Катерина подводит нас к очередному памятнику



Это оленный камень, на котором много чего можно разглядеть, в частности круги - символы Солнца.









Этот, похожий на африканский, камень вызвал в свое время энное число дискуссий о возможных культурных влияниях Африки или хотя бы знакомстве с ними алтайских людей. Сейчас считают, что все произошло само собой, без связи с африканским континентом



Это камень-маска, на самом деле... Чем страшнее изобразишь, тем надежнее дух будет тебя оберегать



Еще один камень, где два оленя бегут друг за другом, символизируя смену дня и ночи. Произведению искусства - 3,5 тыс. лет



Еще несколько оленных камней







"Мобильный телефон" на самом деле сколотый камень, изображающий человека-воина. Несложно увидеть защищающий амулет в виде круга, пояс, оружие. Возраст изображения 3-3.5 тыс.лет, место - Алтай.



вид сзади



Еще люди-воины





Темные полоски сбоку - волосы. Этот человек-воин прибыл из Забайкалья



Это тоже два человека-воина, хотя на них легко разглядеть только пояс и оружие. 7-8 вв. н.э.





Как тысячи лет назад...



На этом мы перейдем к местным символам буддизма.
Буддизм на территории Сибири появился довольно поздно - примерно с 17-го века, причем распространялся не из Индии или Китая, а из Тибета и Монголии. Как и везде, он сменял местные формы шаманизма или переплетался с ними, поскольку и тибетский, и монгольский вариант буддизма несут в себе элементы языческой религии Бон.


Это изваяние буддийского божества воды Лубан Жалбо Бурхан, а на камне тибетская надпись, датируемая 18-19 вв. н.э.



С обратной стороны - колесо сансары и коленопреклоненные лани в основании камня.





Тут уже надпись на старомонгольском языке, датируется 17-м веком.



Буддизм - довольно мягкая форма религии, вполне доброжелательно относящаяся к любым людям, в том числе совершенно незнакомым и не относящимся к их вере. Это дорожный камень, на котором написаны пожелания удачи путникам



Нечто вроде того, что "на благо всем живущим"



Подобные камни в Бурятии ставились на всех дорогах и считалось, что такое действие положительно влияет и на того, кто пожелал всем блага (что, в общем, чистая правда, если подумать).



Интересно, у нас, судя по сказочному "направо пойдешь - коня потеряешь" надписи были не благожелательными, а скорее предупреждающими...
Это еще один образец



Это ступа с Дальнего Востока, точнее реки Тунгуски. Принадлежит 10-12 вв. н.э. (эпоха Чжурчженей)



Этот камень прибыл в Новосибирск из Хабаровска, он был основанием колонны, а лепестки, на нем высеченные, - это лепестки лотоса



Еще одна опора в виде головы



А теперь пора перейти к самой многочисленной части коллекции - изображениями тюркских воинов, чаще называемых просто "каменными бабами". Такие памятники-изображения часто ставили на Алтае на протяжении по меньшей мере трех столетий - в VI-VIII вв. н.э. Иногда это были могильные камни (аналоги наших надгробий, надо понимать), в общем, тут смотрите сами... Если левая рука направлена вниз - это означает умершего человека (видимо, ставили такие памятники и живым), а если изображают усы - это означает, что воин достиг возраста зрелости и уважения. Готовьтесь, памятников будет очень много, и на них закончится археологическая часть экскурсии. Дальше будет этнографическая















































































































Россия, наука, история

Previous post Next post
Up