О берсерках

May 19, 2012 19:28

ВВЕДЕНИЕ
http://votypro.ucoz.ru/publ/berserki/1-1-0-4
Издревле суровые волны свияжского моря омывали холодные балтийские берега, неся с собой то ясные погожие дни, то дождливые ветреные ненастья. На этих берегах располагался полуостров Скандинавия. Населяли его северные германцы, которых в Европе называли норманнами, на Руси - варягами, сами же они именовали себя викингами.
Жили они племенами. У каждого племени был свой вождь - ярл ли конунг, имевший постоянную дружину. Самым позорным для викинга было вернуться живым из сражения, в котором пал вождь, это было самым постыдным делом (если сражение проиграно). Постепенно население увеличивалось и из-за скудности природы, не всем хватало земли, чтобы прокормить себя и свою семью. Молодые скандинавы уходили из родных мест и становились воинами. Это были не только крестьяне, не были исключением и сыновья знатных родов. Началом эпохи викингов принято считать 793 г.
На Востоке они проложили знаменитый путь из варяг в греки, основав династию Рюриковичей, и более двух веков были причастны к судьбам Киевской Руси и Византии. На Западе викинги еще с VIII в. заселили Исландию и юг Гренландии. Они держали в постоянном страхе жителей Ирландии и Шотландии, а с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.), Орлеан (895 г.). Норманны захватывали целые вотчины, не уступавшие иной раз по размерам владениям многих монархов - на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда они совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Держав в постоянном страхе население европейских городов, викинги удостоились чести быть упомянутыми даже в молитвах: "Боже, избавь нас от норманнов!"
Но сколь велико было удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!"
Данная работа посвящена описанию образа жизни викингов и берсерков и ведения ими войн. В работе будут:
1. рассмотрены существующие в истории представления о викингах и берсерках, а также версии появления берсерков;
2. прослежено происхождение названия "берсерк";
3. описаны поведение викингов и берсерков в бою;
4. дана хронология основных битв викингов и западноевропейских стран;
Интерес к данной теме вызван тем, что особенности характера древних северных воинов могли сохраниться в характере современных скандинавов.

ГЛАВА 2. БЕРСЕРКЕРЫ - ВОИНЫ ОДИНА

2.1. Упоминания о берсерках

Впервые берсерки были упомянуты скальдом Торбьерном Хорнклове в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г. Сказано там так: "Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами".
В "Старшей Эдде" берсерки упомянуты дважды и оба раза как обозначение полулегендарных героев.
Берсеркерами в скандинавских сагах называли воинов особого рода, отличавшихся неустрашимостью и отвагой в бою. Саги об исландцах - это главные источники сведений о берсерках. Почти в каждой саге встречаются упоминания о берсерках. Приведем примеры:
В "Саге о Хрольве Жердинке" рассказывается о том, что берсерки были отборными воинами, телохранителями короля.
"Сага об Эгиле” начинается так: "Жил человек по имени Ульв. Он был сын Бьяльви и Халльберы, дочери Ульва Бесстрашного. Халльбера приходилась сестрой Халльбьёрну Полутроллю с острова Храфниста, отцу Кетиля Лосося. Никто не мог сравниться с Ульвом ростом и силой. В молодости он ходил в викингские походы. У него в то время был товарищ, которого звали Кари из Бердлы. Это был человек знатный и необыкновенно сильный и смелый. Он был берсерк”.
Об отношении к берсеркам и их поведении рассказывается в "Саге о Греттире": "Людям казалось большим непорядком, что разбойники и берсерки принуждали достойных людей к поединкам, покушаясь на их жен и добро, и не платили виры за тех, кто погибал от их руки. Многих так опозорили: кто поплатился добром, а кто и жизнью. Поэтому Эйрик ярл запретил все поединки в Норвегии и объявил вне закона всех грабителей и берсерков, творивших эти бесчинства. Называют двух братьев, которые были всех хуже. Одного звали Торир Брюхо, а другого Эгмунд Злой. Они были родом с Халогаланда, сильнее и выше ростом, чем прочие люди. Они были берсерками, и, впадая в ярость, никого не щадили. Они уводили мужних жен и дочерей и, продержав неделю или две у себя, отсылали назад. Где только они ни появлялись, всюду грабили и учиняли всякие другие бесчинства".
Также и в "Саге о Гисли" говорится: "Жил человек по имени Бьёрн Бледный. Он был берсерк. Он разъезжал по стране и вызывал на поединок всякого, кто ему не подчинялся".
В "Песне о Харбарде" Тор похваляется, что сражался с женами берсерков. Эта фраза дала повод думать, что женщины тоже могли впадать в раж, как и берсерки. Интересен намек на то, что жены берсерков были колдуньями.
Основу того, что известно о берсерках составляет маленькая главка, посвященная Одину в "Круге земном" Снорри Стурлусона, автора сборника древнеисландских мифов "Младшая Эдда".
О Берсерках упоминал старший современник Снорри, Саксон Грамматик, он связывал любое странное явление с колдовскими чарами и полагал, что ярость берсерков вызывалась напитком троллей.

2.2. Происхождение названия "берсерк" и причины безумия

Слово berserkr происходит от древне-исландского bersi - медведь и sekr - рубашка и переводится как "медвежья шкура". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя никогда не произносилось вслух, и заменялось иносказаниями типа "бурый" у германцев или "медведь" у славян. В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю.
Рядом с понятием "берсерк" в летописях стоит и слово "ulfhedhinn", то есть "волчья шкура", воин-волк. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом, таков, например, Беовульф, имевший, впрочем, положительную характеристику. Однако, подобно берсерку, он также бросался в бой без доспехов и разил врагов голыми руками.
В "Саге о Ватнсдале" новоприбывший в Исланлию епископ советует забивать берсерков деревянными кольями, ибо считалось, что железо их не уязвляет.
Многие из них были психопатами, терявшими контроль над собой при малейшей попытке им перечить. Со временем они научились разыгрывать целый спектакль, в который входило кусание щита. Изнеможение, которое наступало после вспышки ярости берсерка, вполне характерно для людей с психическими отклонениями. В скандинавских сагах упоминается интересный момент, что после битвы под городом Ставангер берсеркеры повалились на землю, заснули метвым сном и проспали более суток. Случаи дикого нрава переходили от отца к сыну, например, Кведульф - Скаллагрим - Эгиль.
В сагах нет упоминания о психотропных средствах, но в 1784 г. С. Эдман, сославшись на обычаи некоторых восточносибирских племен, высказал догадку о том, что берсерки одурманивали себя напитком из мухоморов. Эта догадка имеет сторонников и до сих пор, хотя этому нет никаких подтверждений.

2.3. Поведение берсеркеров в сражении.

Берсеркеры - элитные воины - были на службе у норвежских и скандинавских конунгов и всегда первые шли в бой. Для них было позорно умереть собственной смертью, и великим счастьем считалось умереть на поле боя, пронзив врага насмерть. "Сага об Илингах" описывает берсеркеров так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились словно бешеные псы или волки". В ожидании схватки, от нетерпения и ярости, клокотавшей в них, грызли зубами щиты и свои руки до крови. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда".
Погибший в бою берсеркер отправлялся в Вальхаллу, поэтому умереть в бою они считали за счастье. Попасть в Вальхаллу по преданию могут только те погибшие в битве воины, в момент смерти не выпустившие из рук оружие. Их души собирают валькирии и переносят в чертоги Одина или Фрейи. Эйнхерии (Einherjar) - в германо-скандинавской мифологии лучшие из воинов, павшие в битве, которые живут в Вальхалле. По преданиям из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхериев, которые во главе с Одином (и c другими асами) вступят в битву с чудовищами и великанами. В Вальхалле эйнхерии постоянно тренируются и сражаются друг с другом. Питаются они мясом вепря Сехримнира, а пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Также эйнхерии вместе с валькириями упоминаются как свита бога Одина в Дикой Охоте, миф о которой появился уже во времена христианства на территории преимущественно Германии. Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
Берсерки давали обет бесстрашия властелину гнева - Одину. Известно, что имя Один или Вотан происходит от германского слова wut, что означает "ярость, гнев". Связь берсеркеров с культом Одина находит много подтверждений. Согласно мифам, Один совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене, дабы познать таинства древних рун. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости: Игг (страшный), Херьян (воинствующий), Хникар (сеятель раздоров), Бельверк (злодей). Под стать своему владыке и прозвища берсеркеров, например, Гарольд Безжалостный или Иоанн Безумец, бывший норманнским вождем.
Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные волки, кусали щиты и сравнивались силами с медведями и быками: это называлось впасть в ярость берсерка.
Во время атаки берсеркер как бы "становился" соответствующим зверем, он умышленно подражал движениям медведя, причем не только в бою, но и во время частых ритуально-магических церемоний, плясок и т.д.
берсеркер, а также и окружающие всерьез были убеждены, что он одержим "звериным духом"; и эта уверенность отразилась в сагах. В "Саге о Хрольве Жердинке и его воинах” есть такой эпизод, когда воин действительно превращается в зверя: "Он поведал ей много других вещей, а потом оборотился в медведя. Медведь вышел наружу, она пошла за ним, оглянулась и увидела большую группу людей за горным перевалом, и много больших псов бежало перед ними. Медведь выбежал из пещер и спустился со склона. Собаки и люди конунга встретили его, но трудно было им его одолеть. До того, как они совладали с ним, он покалечил много людей и убил всех собак. Наконец, они взяли его в кольцо, он метался внутри и понял, что в любом случае не сможет вырваться. Тогда он повернул туда, где стоял конунг, схватил того человека, что стоял перед ним и разорвал его живым на части”.
Люди, наконец убивавшие злополучных берсерков становились героями. Но Один мог отомстить за убийство своих любимцев. В "Саге об Эгиле Одноруком и Асмунде убийце берсерков" (гл. 18) сообщается, что будто бы Один пронзил некогда Асмунда копьем.

2.4. Вооружение и доспехи берсерка

Вооружение викинга состояло из лёгких доспехов, шлема (часто рогатого, но не по той причине , а просто для того чтобы врагу было трудней наносить удары), иногда копья, кинжала и всегда меча.
На колонне Траяна в Риме изображен "ударный отряд" таких воинов-зверей (еще не берсеркеров). Они включены в состав римской армии и отчасти вынуждены следовать обычаям, но лишь немногие имеют шлемы (и никто - панцири), кое-кто облачен в звериную шкуру, иные - полуобнажены и сжимают вместо меча дубину.
Очень интересным фактом было то, что важной воинской принадлежностью было весло, викинги всегда гребли сами, они считали, что сидеть за веслом - дело свободного человека. А если весло давали рабу, он становился свободным. Важную роль для викингов играл и корабль. Он был им почти домом, часто он на всю жизнь заменял им родной дом. От корабля зависело очень много, к примеру, удача в военном сражении, а часто и жизнь воина. Киль корабля делался из одного цельного куска дерева, в длину корабль достигал 20-50 метров, на нём могло разместиться до 150 человек. Корабль украшался деревянной головой змеи или дракона. Он имел небольшую осадку и хорошую устойчивость, что позволяло ему свободно проходить в устья рек. Помимо этого корабль имел четырёхугольный парус и был очень лёгок в управлении.
Во время боя берсерки могли отбрасывать оружие, все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсеркеры явно выделялись даже на их уровне. Иногда в качестве оружия берсеркер применял камни, подхваченную с земли палку или припасенную заранее дубину. Частично это может быть связано с подражанием поведению медведя. Меч в Скандинавию проник довольно поздно, и даже после широкого распространения он был некоторое время не в чести у берсеркеров, предпочитавших палицу и секиру, которыми они наносили круговые удары от плеча.
Упоминания о вооружении викингов и берсерков встречаются в сагах, например, в "Саге об Эгиле”: "...Торольв так разъярился, что забросил щит себе за спину и взял копье обеими руками. Он бросился вперед и рубил и колол врагов направо и налево. Люди разбегались от него в разные стороны, но многих он успевал убить...".
Саги упоминают о том, как умелый воин отбивается один против многих, умудряется проложить путь к предводителю вражеского отряда сквозь стену щитов и толпу телохранителей, рассекает противника от плеча к бедру и т.п.
Вокруг боевого искусства берсерков слагались легенды, якобы они сражались заколдованным оружием, берсеркера якобы нельзя было ни убить, ни ранить боевым оружием (из чего следовало, что против него надо употреблять оружие не боевое: деревянную дубину, молот с каменным навершьем и т.д.); иногда он был неуязвим лишь против метательного оружия (стрелы и дротика); в некоторых случаях уточнялось, что при искусном владении оружием его все-таки можно ранить, и даже смертельно, но умрет он только после боя, а до того словно не заметит раны. Примеры вновь находим в древнеисландских сагах.
Так, в "Саге о Гисли" особым оружием является меч Серый Клинок. У этого меча есть свойство: он несет победу всякому, кто берет его в битву.
В "Саге о людях из Лососьей Долины" Торкель берет на время меч Скавнунг у человека по имени Эйд. Тот его предупреждает, что "такова природа этого меча, что солнце не должно освещать его рукоятку и что его нельзя обнажать в присутствии женщин. Если кто-нибудь будет ранен этим мечом, то рана не может зажить, если ее не коснуться чудодейственным камнем, который есть при мече".
В "Саге о Ньяле" рассказывается о копье человека по имени Халльгрим. Это копье ему заколдовали и никакое оружие, кроме этого копья не может убить Халльгрима. Было у этого копья и еще одно свойство: если ему предстоит нанести смертельный удар, оно издает тонкий звон.
Обычной защитой от оружия считалось то, что некоторые бойцы могли затупить оружие противника. Тогда мог помочь обман или сила другого рода.
В одной из саг Конунг сказал Гуннлаугу, который должен был сражаться с берсерком Торормом:
- Дело твое теперь плохо, потому что этот человек может сделать тупым любое оружие. Ты должен сделать, как я тебя научу, Гуннлауг. Вот тебе меч, который я подарю тебе. Сражайся им, а этому человеку покажи тот меч, что был у тебя раньше.
В "Саге об Олаве сыне Трюггви" Аслака Лысого не брало никакое оружие. Но человек по имени Вигфусс схватил наковальню и кинул ее двумя руками. Она попала в голову Аслаку, острый ее конец пробил ему мозги и он умер.
Некоторые исследователи считают, что от оружия берсеркеров берегло их безумие, оно включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить. В "Саге о Ньяле” один из лучших воинов Исландии, кстати, не считавший себя берсеркером, описывая свои действия в бою против численно превосходящего противника, произносит такие слова: "Тут я взял меч в одну руку и копье в другую и стал рубить и колоть. Щитом я не прикрывался, и я даже не знаю, что меня защищало".
Источники сообщают: викинг в какой-то мере сохранял боеспособность даже после чудовищных ран, от которых современный человек мгновенно потерял бы сознание. С отсеченной ногой или рукой, раскроенной грудью, пробитым животом, он некоторое время еще продолжал сражаться. Наверное, умение концентрировать внутреннюю энергию, в определенных случаях делают тело трудноуязвимым даже для клинка.
Элементы берсеркерских приемов владения оружием и ведения боя использовали многие воины Швеции, Норвегии, Дании и особенно Исландии. У конунга Харальда, впервые объединившего Норвегию, имелся "спецназ", сформированный из влившихся в воинскую элиту берсеркеров. "Диких" воинов-зверей, не входивших в дружины и подобные им формирования, к тому времени уже в Норвегии не осталось.

информация, вернуться к теме, исследования

Previous post Next post
Up