Катя Дилелла (Katia Dilella) родилась в Милане в 1975 году. В 2002 она закончила отделение живописи в Академии искусств Брера. Главным сюжетом в работах Кати является повседневность. Она изображает городские пейзажи, интерьеры квартир, телефонные будки, мусорные баки и общественный транспорт. Меланхоличное настроение, присутствующее в работах, создается не только спокойной и минималистичной цветовой гаммой, но и отсутствием живых персонажей.
интервью брали: Мартина Корбетта и Кристина Сташкевич
Мартина: Катя, опиши тремя словами твою работу
Катя: …это сложно! Воспоминание, путь, память
М: А тремя словами твою технику?
К: Мои мазки кистью инстинктивны, основаны на жестах, но, в то же время продуманы.
М: Тремя словами кто такая Катя?
К: Катя… я- не-знаю..это как раз три слова.. Ну, скажем, Катя художник и Катя человек- одно целое…я страстная...а также, я наблюдатель. Пусть будут два слова...
М: Когда ты начала писать?
К: Я начала заниматься живописью еще в школе, но серьезно и профессионально…серьезно в кавычках.. я начала в первые годы Академии искусств… первые выставки относятся еще к 97-98 годам и были организованы преподавателями.
М: Ты ощущаешь себя художником? Был когда-либо момент, когда ты впервые подумала: «Я художник»? Если такое случалось…
К: Ну на самом деле нет. Я скорее не думаю «Я художник», а просто когда у меня люди спрашивают «Кем ты работаешь?», я отвечаю «Я живописец», после этого они всегда восклицают «А, здорово, ты художник!» и я отвечаю «Да».
М: То есть для тебя быть художником это просто работа?
К: Когда я пишу, я создаю искусство, и в этот момент я художник. Я думаю, что я бы не смогла заниматься чем-то другим.
Кристина: Ты когда-нибудь пробовала другие виды искусства? Фотографию, скульптуру, видео…
К: Нет, только живопись.
Кр: Часто встречаются интересные художники, которые происходят из других профессий… Что ты об этом думаешь?
К. Я думаю, что те, у кого нет за плечами учебы в академии, возможно, имеют меньше правил, канонов и ограничений, как в художественной работе, так и в мировоззрении в целом.
Кр: Какую оценку ты можешь дать системе академического образования?
К: Я получила максимум от учебы в Академии, она мне много дала. У меня прекрасные воспоминания об этом времени, это был действительно приятный и полезный опыт.
М: Вопрос, касающийся системы искусства в целом... Как ты, как художник, воспринимаешь эту систему в Италии?
К: Думаю, что она не существует. Молодые никому не нужны, государство абсолютно не интересуется современными художниками.
М: Ты находишь это парадоксальным?
К: Да…Несмотря на то, что искусство всегда было неотъемлемой частью истории Италии, на сегодняшний день это так. Я считаю, что это упадок, потому как в других странах Европы ситуация обстоит по-другому.
М: Возвращаясь к твоей живописи. Когда ты пишешь, какие эмоции превалируют в тебе? Если, конечно, существует что-то, что ты больше всего ощущаешь, когда творишь?
К: Могу сказать с точностью, что когда я пишу, я не думаю с рациональностью о том, что делаю в конкретный момент. Я испытываю эмоции, которые сложно описать. Я меняюсь, и мои ощущения тоже с течением времени меняются. При создании последней серии работ я испытывала новые чувства.
М: Ты пишешь урбанистические пейзажи, интерьеры…но почему нигде нет присутствия человека? Даже какого-либо следа жизни.. Как будто бы это отсутствие и есть твой главный сюжет в работах.
К: Ответ прост. Во всех моих работах, особенно последних лет, никогда нет изображения человека, но человеческий дух присутствует. И именно это отсутствие образа становится человеческим присутствием: есть ожидание его и память о нем. Добавить в мои картины образ человека было бы чем-то лишним, чем-то поверхностным, потому что я хочу, чтобы человек просто ощущался, был в памяти. Ведь во всех пейзажах и интерьерах, которые я изображаю, был человек: он либо уже ушел, либо еще не пришел.
Кр: Часто говорят о феномене одиночества в толпе. Сегодня это особенно актуально: человек более одинок именно в мегаполисе, чем в деревне. Кажется, что твои работы говорят об этом. Так ли это?
К: В моих работах несомненно есть, если можно так сказать, меланхолия. Она, наверное, и является одиночеством, которое нормально в больших городах. Например, в Милане, очень чувствуется это. В моих работах я говорю об отсутствии присутствия и о равнодушии. Это все ведет к одиночеству.
Кр: Тебе нравится жить в городе?
К: Мне бы хотелось жить какое-то время в деревне в Тоскане, а какое-то время в городе. Чередовать.
М: Почему ты пишешь на холсте, наклеенном прямо на стену?
К: Я не использую подрамник, когда работаю, потому как он не дает мне возможность писать в более динамичной, резкой манере.
М: В чем ты находишь вдохновение?
К: Для кого живопись- это работа, невозможно себе позволить ждать вдохновения и писать, скажем, раз в месяц, когда оно приходит. Всем известное вдохновение ты должен искать, создавать сам. Необходимо работать непрерывно, каждый день хотя бы пару часов. Конечно, есть периоды, когда я более активна и энергична, и те, когда я работаю с трудом. Но, я считаю, что вдохновение внутри человека.
М: Из всех твоих работ, есть ли та одна, которая особенно для тебя важна, которая больше всего тебе нравится?
К: Конечно, есть те работы, которые я люблю больше, но я не скажу какие именно.