Рене Магритт - бельгийский художник-сюрреалист XX века. Его сюрреалистические полотна всегда вызывали множество споров, так как изображенные на них символы не позволяют дать однозначное объяснение. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, Магритт делал то, что французский поэт Лотреамон называл искусством - устраивал "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе", небанально сочетая банальные вещи.
Рене Магритт.
Сюрреализм - это жанр, отличающийся сочетанием форм, цветов и образов, которые нельзя встретить в реальности. Подобные картины часто несут скрытый смысл, который можно понять, только если рассматривать детали. В отличие от классического символизма, сюрреализм полностью состоит из таких деталей, поэтому описание получается размытым и не совсем очевидным.
Картина "Влюбленные" (или "Любовники"), так же, как и большинство других работ Магритта, воспринимается как своеобразный ребус, требующий разгадки. Эта картина породила огромное количество интерпретаций, каждая из которых имеет право на жизнь...
Р. Магритт, "Влюбленные", 1928, 54×73.4 см.
В 1915 году художник начинает активно заниматься живописью. Поселившись недалеко от городской Королевской академии изящных искусств, он планировал пройти там курсы и создавал свои первые работы в стиле импрессионизма. Однако в Академии он обнаружил интерес к кубизму и футуризму, а затем и к движению Дада начала 1920-х годов. Но именно в 1926 году Магритт создал "Потерянного жокея", картину, которая считается самой первой из его сюрреалистических работ.
"Потерянный жокей". Бумага, коллаж. 39.5 x 54 см.
Работы Магритта подчеркивают отсутствие способности различать реальность и мысленные образы, создаваемые нашим воображением. Его картины часто требуют особого анализа и состоят из нескольких слоев изображений, как бы наложенных друг на друга. В своей картине "Влюбленные" Рене Магритт изображает пару в страстных объятиях, целующуюся сквозь белые простыни, закрывающие их лица...
На этот кинематографический стиль, несомненно, повлияла любовь художника к кино (в частности, фильмов о Фантомасе 1913-1914 годов, снятых Луи Фейадом). Вероятно, это увлечение во многом повлияло на творчество художника и пробудило в нем любовь к "играм в прятки"...
Кадр из фильма "Фантомас".
Магритт часто использует в своих работах различные метафорические образы и символы. Самым интригующим элементом этой работы являются белые простыни, закрывающие лица героев. Многие искусствоведы проводят параллели с трагической историей детства художника. И если театр начинается с вешалки, то повторяющиеся мотивы в творчестве зачастую берут начало в детских травмах...
"Размышления одинокого ходока", 1926.
Мать Магритта, Регина, большую часть своей жизни страдала от глубокой депрессии и несколько раз пыталась покончить с собой. Обеспокоенный состоянием жены, отец художника, Леопольд, решает запереть жену в ее спальне, во избежание новых попыток суицида, но роковой день все же настал. Когда будущему художнику было 14 лет, его матери удалось сбежать из "заточения". Регину искали несколько дней, но найти удалось лишь её бездыханное тело в реке Самбре. Когда ее тело вынесло на берег, ее голова была обернута подолом ночной сорочки. Художник избегал разговоров на эту тему даже с собственной женой и утверждал, что критики переоценивают влияние этого факта на его творчество, но повторяющийся мотив головы, обмотанной тканью, заставляет судить об обратном.
"Суть дела", Рене Магритт, 1928.
Согласно самой распространенной версии, художник решил изобразить на картине олицетворение расхожей фразы "любовь слепа": герои являются загадкой и для окружающих, и друг для друга, к тому же, они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг. Магритт пытается намекнуть на то, что любовь слепа, что двум людям необязательно физически видеть друг друга, любить друг друга. Простыни также могут означать объект желания этих двух влюбленных друг к другу.
"Влюбленные".
Но вряд ли значение исчерпывается таким банальным, лежащим на поверхности смыслом. Магритт не только закрыл глаза влюбленным - он обмотал тканью их головы, что заставляет вспомнить еще одну метафору - "потерять голову от любви". Это порождает новые ассоциации: любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить. Влюбленные не только не замечают окружающий мир, но и не видят друг друга. Они полностью поглощены именно страстью, а не друг другом, поэтому лишены способности видеть и слышать что-то.
Художник часто оставлял комментарии к своим произведениям, но эту работу оставил без объяснений, предоставив право зрителям самостоятельно делать выводы.
Немногим известно о том, что "Влюбленные" являются частью серии из четырех картин, каждая из которых создавалась в течение одного года. Три картины имеют одинаковое название, за каждой из которых следует римская цифра, чтобы их можно было различить.
Как и в первой части серии, во "Влюбленных II" изображена пара, лица которой покрыты белой простыней. На этот раз они не целуются, а просто стоят рядом.
"Влюбленные II".
"Влюбленные III" вновь иллюстрируют эту пару, но на этот раз художник показывает нам лица героев. Мужчина, изображенный рядом с молодой женщиной, кажется, не имеет тела, его голова парит над плечом возлюбленной, что создает ощущение тревожности.
"Влюбленные III".
Наконец, в последней части серии изображена та же пара. На этот раз молодая женщина сидит на камне, скрестив руки, заключенная в страстных объятиях с мужчиной, у которого снова нет тела - только парящая голова.
"Влюбленные IV".
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А какие впечатления у вас вызывает эта картина? Пишите в комментариях!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в
запрещенграме, на
Дзене и в
тг-канале. А для аудиалов -
подкасты :)