ЭВОЛЮЦИЯ АРТ-ПОЦЕЛУЯ (1305-2019)

Sep 13, 2021 08:52





Джотто (Италия) - “Поцелуй Иуды”, 1305 г. (пред-Ренессанс - «Триченто»)

Этот эпизод на картине Джотто описан в Новом Завете (Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки). Иуда Искариот был одном из 12-ти учеников Иисуса. Он предал своего Учителя, указав на него стражникам в Гефсиманском саду (ныне Иерусалим, Израиль) после проповеди Иисуса. Для этого Иуда, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса (ведь тогда Иисус еще не был всемирно известным, стража его не знала в лицо, тем более, что в саду была толпа его поклонников, и дело было ночью). За предательство Иуда получил от первосвященников 30 сребреников*. Этот «поцелуй Иуды» случился примерно в 29-33-м году (т.е. в 1-м веке) н.э. С тех пор «поцелуй Иуды» стал символом подлости и предательства. Ещё один немаловажный вопрос: почему религиозные лидеры того времени (первосвященники) так жаждали ареста и смерти Иисуса? Всё очень просто и мотивы очень знакомы: ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ. За Иисусом шло всё больше и больше людей, толпы людей, которые все больше верили ему и все меньше - первосвященникам. Соответственно, падали авторитет и доходы последних. Поэтому всё, что Иисус говорил людям, первосвященники объявили богохульством, а во время ареста и суда над Иисусом были нарушены почти все Римские законы того времени (Иерусалим был тогда под патронатом Рима, а Рим первого века н.э. был Республикой и имел Сенат и свод законов).

_____________________________

*) Для оценки «взятки Иуды» можно сопоставить стоимость труда тогда и сейчас. Один  сребреник - это, видимо, библейский сикль (шекель). В те библейские времена (1й век н.э.) поденщик зарабатывал в день четверть сикля. Т.е. 30 сребреников - это зарплата за 4 месяца. В современном Израиле минимальная  зарплата 1-го дня - 200 шекелей, или 50 долларов. Тогда выходит, что 30 сребреников - это по нынешним ценам (50х30) х 4 = 6000 долларов. Да, по сегодняшним «предательским расценкам» Иуда продал себя задёшево…





Франсуа Бушé (Франция) - “"Геркулес и Омфала”, 1734 г.

Картина Буше повествует о герое древнегреческой мифологии Геркулесе (Геракле), которого грозный правитель Олимпа (и отец Геракла) Зевс продал в рабство лидийской царице Омфале (в наказание за убийство аргонавта Ифита). Геракл, очарованный красотой царицы, забыл о своих прошлых подвигах (было аж 12 подвигов!) и стал угождать всем прихотям своей любовницы-повелительницы (именно этим он старательно занимается на картине Буше).



Жан-Леон Жером (Франция) - «Пигмалион и Галатея», 1890 г.

На этой картине также изображен персонаж древнегреческой мифологии скульптор Пигмалион (около II века до нашей эры). Он вырезал из слоновой кости статую обнаженной женщины, в которую сразу же горячо влюбился. Увы, статуя осталась холодной и бесчувственной (а чего вы ожидали от слоновой кости?), и любовь Пигмалиона, соответственно, была безответной. Этот момент и запечатлел художник Жан Жером. Правда, впоследствии, тронутая такой безответной любовью богиня красоты Афродита, оживила статую и даже устроила для нее свадьбу с Пигмалионом. Но имя «Галатея» для этой безымянной женщины придумали не древние греки, а Жан Жак Руссо в своей известной пьесе «Пигмалион» (в 1770 году, почти 2000 лет спустя).



Марк Шагал (Марк Шагал (Marc Chagall), Франция - "День рождения", 1915 г. Chagall), Франция - "День рождения", 1915 г.

Арт-поцелуй переходит от реализма к модерну начала 20 века. В 1915 году возлюбленная Марка Шагала Белла Розенфельд стала его женой (она была дочкой богатого ювелира, и ее отец был категорически против ее брака с безвестным и нищим «маляром»). Вместе они пережили две революции, две войны, бедность и богатство. Шагал много раз отмечал, что в присутствии Беллы он испытывал чувство невесомости и покоя. На этой картине великое счастье любви заставляет их парить под потолком своей скромной квартиры, где, помимо всего прочего, тщательно и искусно выписаны все ее детали. Марк Шагал еще раз подтвердил, что гении искусства создают свои собственные миры, которые завлекают и поражают зрителя/читателя/слушателя.



Пабло Пикассо (Франция) - “Поцелуй”, 1931 г.

Здесь арт-поцелуй переходит от модерна к агрессивному сюрреализму первой половины ХХ века; великий художник изобразил поцелуй очень, я бы сказал, радикально, зрителю придется мысленно воссоединить «распавшиеся части» двух фигур.



Анна Разумовская (Россия-Канада) - “Балет, поцелуй”, 2005

Как видите, в 21-м веке арт-поцелуй благополучно возвращается к реализму, красоте и гармонии.

Previous post Next post
Up