Мастерство артиста

Dec 04, 2020 16:36


ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА
(тематический план)

1. ВНИМАНИЕ:
- основная функция психики человека позволяющая контролировать поведение как артиста, так и зрителей.
- Два вида внимания:
1 - непроизвольное (созерцательное, блуждающее)
2 - произвольное ( осознанное, направляемое волевым усилием)
Это основа подлинного существования на сцене. Органичного поведения
1 - формальное (механическое) переключение
2 - творческое ( увлеченное, сосредоточенное)
Смотреть и видеть - два разных действия.
Возможность концентрации внимания на ОБЪЕКТАХ внешних (окружающего мира) и внутренних ( физического ощущения своего тела и собственных мыслях, воспоминаниях).
В процессе восприятия задействованы органы чувств зрения, слуха, обоняния, осязания.
Упражнения по овладению навыками управления собственным вниманием основа тренинга.



2.СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРА и ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Принцип: "вижу как есть - отношусь как задано" состоит в поиске признаков, которые позволяют относится к сценическому пространству, предметам и партнерам так того требуют задание.
Вера начинается с момента поиска признаков заданного, пробуждая ассоциативную память и фантазию.
В этом её отличие от проверки. Исследование предмета и рациональное мышление свойственно научному взгляду на явления природы,в отличии от художественного мировосприятия.
"Зритель верит в то, во что верит артист."
Это основа подлинного существования на сцене. Органичного поведения и действия.

3.ДЕЙСТВИЕ
основа сценического искусства и главный "инструмент" актера. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ и обусловлено психологическими ЗАДАЧАМИ .
Но проявляется сценическое поведение
в органичном существовании артиста, признаками которого являются - ФИЗИЧЕСКАЯ СВОБОДА ТЕЛА
И ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.
СУЩЕСТВЕННЫМ ТРЕНИНГОМ ВОСПИТАНИЯ ЭТИХ КАЧЕСТВ СЛУЖАТ УПРАЖНЕНИЯ
ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ,
ФИКСИРУЮЩИХ ВНИМАНИЕ НА ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ
ОЩУЩЕНИЯХ, МЫШЕЧНОЙ СВОБОДЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЕЛЬЧАЙШИХ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА И ПРОБУЖДАЮЩИХ В ИТОГЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ АРТИСТА ,
ЧТО ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ К "БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ"
СПОНТАННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ АКТЕРА.

4. СОБЫТИЯ и ОЦЕНКИ ФАКТОВ образуют СТРУКТУРУ

сценического действия этюда и сюжета драматического произведения.
ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ это основные предлагаемые обстоятельства, предшествующие началу сюжета, существенным образом влияющие на поведение актера.
СОБЫТИЕМ, является происшествие возникшее по ходу действия и меняющее СУЩЕСТВЕННЫМ образом его ход.
СОБЫТИЕ НЕИЗБЕЖНО ставит НОВЫЕ ЦЕЛИ, задачи и перспективы поведения.
Следовательно все остальные происшествия и обстоятельства возникающие по ходу действия, которые возникают по ходу действия, являются ФАКТАМИ, требующие оценки, коррекции поведения, но не меняющие перспективы и задач.
ОЦЕНКА  СОБЫТИЯ (и факта) состоит в поиске путей выхода из создавшегося положения, размышления,  ТРЕБУЕТ  ДЕЙСТВИЯ,
которое  проявляется в виде ВНУТРЕННЕГО  МОНОЛОГА и  является основанием для понимания  процесса возникновения СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ.
ТРЕНИНГОМ воспитывающим соответствующие навыки являются бессловесные одиночные, а затем парные ЭТЮДЫ, в процессе которых важно направлять СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ внимание на организации точного, логичного и подробного действия, способствуя проявлению спонтанных эмоций. В этом состоит поиск "сознательных путей к бессознательному творчеству".

5. ПРИНЦИПЫ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭТЮДАХ:
- С появлением партнера , как правило связано новое событие, каким может быть само появление партнёра.
- С появлением партнера возникает КОНФЛИКТ интересов.
- Воздействие на партнёра предполагает стремление прежде всего добиваться ИЗМЕНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ПАРТНЁРА .
- Воздействовать на партнёра непосредственно , означает, относясь к партнеру согласно предложенным обстоятельствам, стремясь апеллировать к его человеческой сущности, добиваясь искренних, спонтанных проявлений, как бы "разрушая" сценическою условность, чтобы проявлялась "истина страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах".
- Проявлять фантазию, изобретательность в СПОСОБАХ достижения цели при исполнении сценических.
ТРЕНИНГ первого этапа заключается в показе и разработке этюдов, поиске сюжетов, расширяющих рамки и жизненный опыта.
Второй этап предполагает многократное повторение удачных этюдов и развития профессиональной памяти, вырабатывая навыки фиксации ассоциаций, эмоциональных импульсов и жизненных воспоминаний , способствовавших благоприятным условиям для исполнения этюда.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА .

Образом может быть любое существо с индивидуальным мироощущением, взглядом на мир , способом мышления и ритмом существования.
Главный принцип органического существования в образе на сцене - СТАТЬ ДРУГИМ ОСТАВАЯСЬ САМИМ СОБОЙ.

ТРЕНИНГ
Наблюдения:
-Куклы,
-животные.
Процесс подготовки показа требует поиска средств выразительности. Развивает фантазию и внимание к деталям костюма , координации движений, осанки и жестикуляция.
НАБЛЮДЕНИЯ поведения ЛЮДЕЙ
- разных возрастов
- походки, способы общения,
- манера есть и жестикулировать
- Речевые наблюдения:
-говор, тембр,акцент и проч.
- стиль поведения популярных шоу звезд.
НАБЛЮДЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ  НАВЫКОВ присущих профессиям и видам деятельности, в которых проявляется ловкость, автоматизм и виртуозность.

НАЧАЛЬНЫЙ этап освоения технологии создания сценического образа строится на основе прозаического произведения современной тематики.
Образ как сумма отношений с окружающим миром.
В процессе анализа материала и авторского описания персонажей, сочиняются подробно биографии героев , предположения о образе мышления, речевых характеристиках и определяется направление поиска прототипов для наблюдения.
ВТОРОЙ этап работы предполагает создание одиночных этюдов, в которых персонажи действуют в ситуациях отсутствующих в повествовании, но которые происходили или могли бы произойти с действующими лицами.

ТРЕТИЙ этап работы
- разработка этюдов по ситуациям сюжета, в которых акцентируется внимание на атмосфере действия и жанровых особенностях произведения.
На ЧЕТВЁРТОМ завершающем этапе работы сочиняются сценические композиции, в которых входят, как этюды существующие в сюжете, так и сочинённые исполнителями , что позволяет выстроить спектакль, на основе инсценировки, созданной в процессе работы над образом.

Previous post Next post
Up