28 мая 1906 года американский фотограф Джордж Лоуренс сделал знаменитый снимок «Сан-Франциско в руинах»
В мае 1906 года жители Сан-Франциско стали очевидцами весьма нелепого зрелища - группа взрослых мужчин занимались воистину детской забавой - запускали воздушного змея. Удивительным был не столько сам факт игры - в конце концов, каждый развлекается по-своему - а место, которое они для этого выбрали. Всего за несколько недель до этого, 18 апреля 1906 года Сан-Франциско потрясло землетрясение, принесшее множество разрушений. Мощный пожар, вспыхнувший после землетрясения, привел к тому, что более 200’000 жителей города остались без крова.
Человек управляющий «играющими» - Джордж Раймонд Лоуренс (George Raymond Lawrence, 1868-1938) - не был похож на сумасшедшего. Он был знаменитым своими изобретениями и нововведениями коммерческим фотографом, вполне отвечающим своему девизу: «Невозможное в фотографии - наша специальность». Как только известие о катастрофе в Сан-Франциско достигли Чикаго, Лоуренс собрал свою команду и все свои приспособления для съемки и отправился к разрушенному городу. Это было рискованное предприятие, но фотограф знал, что сможет хорошо заработать на этих снимках: при всех своих талантах Лоуренс был, прежде всего, коммерческим фотографом.
Съемка с воздушного шара была впервые осуществлена в 1858 году французским фотографом Феликсом Надаром. Джордж Лоуренс тоже пользовался воздушным шаром для своих экспериментов - несколько раз он чуть не погиб при этом - но позже он решил, что удобнее пользоваться воздушными змеями. Он разработал конструкцию позволяющую использовать до 17 воздушных змеев соединенных двухметровыми стеблями бамбука. Панорамная камера, специально разработанная Лоуренсом для съемок с воздуха, весила 22 кг. Она прикреплялась к последнему змею.
Джорджу Лоуренсу пришлось решить массу технических проблем. Как поднять систему на требуемую высоту? Как нацелить камеру на объект? Как зафиксировать ее в неподвижном состоянии во время съемки? Эти вопросы самые очевидные, но возникали все новые и новые парой самые неожиданные проблемы. Но Лоуренс привык делать «невозможное». И результат превзошел все ожидания. Итоговый снимок, полученный 28 мая 1906 года, был сделан с высоты 600 метров. Фотографии 44 на 122 см были напечатаны контактным способом (без увеличения). Эта работа фотографа - самый знаменитый его снимок, и, вероятно, самая известная панорамная фотография сделанная с воздуха. Это было и неплохим коммерческим предприятием: Лоуренс заработал на этом снимке более 15’000 долларов - значительные по тем временам деньги.
Панорамная камера
"Змеиный поезд"