КОМПОЗИЦИЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ (часть 2)

Jan 20, 2012 13:36


Первая часть
Курс «Основы построения фотографического изображения»

КОМПОЗИЦИЯ И ЭМОЦИИ

Наверняка Вы замечали, что некоторые фотографии не просто несут какую-то информацию, но еще и вызывают эмоции. Более того, существуют изображения, которые заставляют зрителя переживать, грустить, или радоваться при полном отсутствии сюжета.

Секрет таких работ в том, что эмоциональное воздействие оказывает не только информация, содержащаяся в изображении, но и взаимодействие визуальных элементов, обусловленное их взаимным расположением в кадре.

Если композиционно важные элементы расположены в кадре таким образом, что взгляд переходит с одного на другой без скачков и движется по плавной кривой, то такая фотография воспринимается без напряжения и имеет успокаивающий эффект.



Он выражен особенно сильно, если в основе композиции лежит S-образная кривая (Рис. 8), или в разных планах есть пологие диагонали, встречно пересекающие кадр. (Рис. 9)

Параллельные диагонали, в отличии от встречных, делают изображение динамичным (Рис. 10). Если действовать осмысленно, то можно успешно сочетать в одном изображении разные композиционные элементы. При этом, общий психологический эффект будет определяться совокупным воздействием всех элементов.
Компонуя изображение таким образом, чтобы взгляд вынужден был перепрыгивать с одного элемента на другой, или резко менять направление, можно добиться ощущения напряжения и беспокойства, которое легко усилить, нарушив композиционный баланс. Однако, наклоняя горизонт, зрителю нужно дать понять, что сделано это специально.


На рис. 11 это достигнуто идеально вертикальным расположением статуи и деревьев в третьем и четвертом планах.



КОМПОЗИЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Если Вы еще не слышали, что главный объект должен занимать в кадре не менее 60% площади, а остальные 40% должны, по крайней мере, от него не отвлекать, то услышите ещё не раз. На самом деле, это очередной пример сочетания твердолобого догматизма с примитивным пониманием действительности.
Правильно используя законы композиции, можно привлечь внимание зрителя даже к одному лицу в огромной толпе, или к нескольким объектам в разных частях кадра. Сделать это можно несколькими способами.
Самым простым и часто используемым из них является включение в кадр диагоналей, ведущих к центру интереса. Кроме этого, объект можно выделить цветом, или тоном, а так же заключить его в рамку, присутствующую в кадре на правах самостоятельного структурного элемента.

Фотография на рис. 12 являет собой пример одновременного применения всех упомянутых способов.



Кроме того, сходящиеся лучи создают в кадре повторяющуюся структуру, которую принято называть ритмической. Использование сразу нескольких композиционных приёмов в этой фотографии неслучайно.
Явление синергизма, с которым Вы ещё не раз столкнётесь в этом курсе, проявляет себя в том, что кумулятивный эффект сильнее, чем простая сумма составляющих.
В данном случае, взгляд зрителя просто приковывается к лицу, несмотря на то, что оно находится почти в центре кадра - вопреки канонам золотого сечения. Важно здесь ещё то, что эффект, достигнутый применением чисто композиционных приёмов усиливается выражением лица модели, то есть, элементом смысловым.
Частным случаем ритмической структуры (то есть, последовательности повторяющихся элементов) можно считать и включение в кадр двух, или трёх конгруэнтных фигур. Число три обладает особыми семантическими свойствами, которыми мы пользуемся, сами того не сознавая, практически с самого рождения.
Драматическая история о трёх поросятах, беседа трёх девиц под окном, приключения трёх богатырей по нашу сторону границы и трёх мушкетеров по противоположную, навсегда застряли в мозговых извилинах любого мало-мальски грамотного человека. Даже те, кто не знают, кто такой Посейдон, прекрасно разбираются в количестве зубцов на символе владения подводным царством, а не читавшие Ремарка кучкуются по трое в подворотнях с целью совершенно определённой.

Причиной психологической важности числа три является то, что оно резко снижает возможность случайности происходящего. Например, случайное столкновение двоих знакомых на улице явление достаточно частое, но непреднамеренная встреча троих, как правило, вызывает очень сильное удивление, а иногда и подозрение, в зависимости от результатов и последствий этого примечательного события. Та же простая логика применима и при построении фотографического изображения.


Если в нём присутствуют всего два похожих предмета, зритель может и не подумать, что так было задумано, но когда повторений три, ему понадобятся дополнительные усилия, чтобы не заметить преднамеренности.

Пример использования приёма с тремя повторяющимися  формами представлен на рис. 13.

На первый взгляд может показаться, что предметов всего два, но подсознательно зритель получает подтверждение в виде пряди волос на левом плече, изгиб которой повторяет форму двух вазочек на переднем плане. Такая неявная форма предпочтительна, потому что действие её на сознание зрителя, несмотря на несомненную эффективность, гораздо мягче и незаметнее, чем, например, включение в обсуждаемый прортрет третьей вазочки.

Более подробно о неявных элементах изображения мы поговорим позже, в курсе «Фотография, как средство художественного повествования».

Я уже упоминал в начале лекции, что не все законы композиции универсальны. Достойно упоминания интересное явление, связанное с особенностями письменности в различных цивилизациях. Представители большинства западных культур, где принято писать слева направо, начинают рассматривать сцену с левой стороны.
Причем, относится это не только к плоским изображениям - точно так же, слева направо, мы осматриваем комнату, скульптуру, или горный пейзаж.
Поэтому, в Европе и Америке более гармоничной считается композиция, в которой основной смысловой элемент находится в правой части изображения.

В восточных культурах, где пишут справа налево, или сверху вниз, гармонична левосторонняя композиция.
Мне в этом пришлось убедиться на собственном опыте, когда японский заказчик попросил разрешения напечатать фотографию, изображенную на Рис. 14 зеркально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне бы хотелось завершить эту лекцию маленькой историей, свидетелем которой я был несколько лет назад. На одной из творческих встреч известного музыканта и фотохудожника Профессора Лебединского кто-то поинтересовался, как он умудряется так точно раскладывать изображение по линиям золотого сечения. Лёша ответил по-одесски, вопросом на вопрос, - «по линиям чего?». По дороге домой я спросил, зачем он так поиздевался над собеседником. Ответ заставил меня призадуматься, - «ты чего, я на самом деле не представляю, что это такое».
Каким же образом глубокоуважаемому профессору удаётся снимать, не имея понятия о таких важных вещах? Всё дело в том, что некоторые люди имеют идеальное чувство композиционной гармонии, сходное во многом с абсолютным слухом. Хорошему фотографу, не нужно делить кадр воображаемыми линиями и потом раскладывать картинку по получившимся треугольникам. Вместо этого, он руководствуется внутренним голосом, который шепчет ему в нужный момент, - «жми кнопку прямо сейчас». Как правило, фотография, сделанная по команде этого голоса, интереснее, глубже и непринужденнее той, что выверена микрометром и транспортиром. Поэтому, во время съёмки лучше руководствоваться не логикой, а чувствами, а анализировать результаты (если захочется, конечно) уже потом, смотря на отпечаток, или компьютерный экран.

Ираклий Шанидзе
International Academy of Photographic Arts

семинар, лекции

Previous post Next post
Up