В немецкой живописи первой трети XIX века наиболее живыми и значительными явлениями были те, которые выявляли непосредственную связь художников с жизнью. Они находили яркое выражение в области портрета и пейзажа, причем сильнее всего обозначались в искусстве художественных кругов Гамбурга и Дрездена, где работали наиболее значительные представители раннего, во многих своих чертах прогрессивного романтизма - Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих.
Филипп Отто Рунге "Автопортрет", 1801, 42×54 см
Каспар Давид Фридрих. "Поздний автопортрет", около 1810, серый мелок на бумаге, 22,9 - 18,2 см
Несмотря на то, что оба эти художника испытали воздействие идей реакционной немецкой романтической философии и литературы, творчество их заключало и подлинно патриотические настроения, связанные с пропагандой национального единства и освобождения от наполеоновского гнета.
В их искусстве также отразилась борьба против косности, изживших себя традиций XVIII века; в этом отношении они выступали как новаторы.
Филипп Отто Рунге "Утро", 1807, 62×83 см
Каспар Давид Фридрих "Пейзаж в Силезских горах", 1819
Каспар Давид Фридрих "Пейзаж с величественными горами", 1810, 45×58 см