«Поклонение пастухов». Центральная часть.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Центральная часть «Поклонение пастухов» между 1474-1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Томмазо Портинари был агентом флорентийского банка Медичи в Брюгге. Будучи искренним поклонником нидерландской живописи и располагая значительными денежными средствами, он заказал знаменитым художникам города несколько произведений: Ганс Мемлинг исполнил парные портреты Томмазо и его жены, а Хуго ван дер Гус написал для флорентийской церкви Св. Эгидия один из самых прекрасных алтарей в северном искусстве.
Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Исполненная благоговения и нежности Мария стоит на коленях перед своим новорожденным сыном. Её молчаливой молитве вторят ангелы с яркими разноцветными крыльями, облачённые в богатые священнические одеяния. Рядом в порыве простодушного восторга преклонили колени пастухи, ведомые ангелом (благовестие пастухам изображено в правом верхнем углу картины).
Художник создаёт необычную интерпретацию сакральной сцены, где соседствуют покой и эмоциональность, мистическое и реальное. Выражение благоговейной созерцательности на лицах ангелов контрастирует с непосредственной радостью и восхищением пастухов, пришедших поклониться новорожденному Спасителю.
Слева от Девы Марии видны осёл и бык, а за ними едва различим на тёмном фоне самый загадочный персонаж картины - дьявол со сверкающими глазами и когтистой лапой.
Замечательная деталь на переднем плане картины - цветы в керамической вазе и в стеклянном стакане. Они имеют символическое значение: лилии означают девственность Марии, ирисы и гвоздики - её будущую скорбь и крёстные страдания Христа, водосбор - Святой дух.
фрагмент триптиха
«Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой». Левая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Левая створка «Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой»
На боковых створках алтаря предстаёт всё семейство Портинари вместе со своими святыми покровителями. На левой панели триптиха святой Антоний аббат (седобородый старец в монашеской рясе с традиционными атрибутами - посохом с Т - образной ручкой и колокольчиком) и святой Фома сопровождают заказчика алтарного образа Томмазо и его сыновей.
«Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной» Правая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Правая створка «Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной».
На правой створке мы видим жену Томмазо, Марию Маддалену, и его дочь Маргериту вместе со святыми Маргаритой Антиохийской, попирающей дракона, и Марией Магдалиной, которая держит в руке свой традиционный атрибут - сосуд с драгоценным миром, которым она помазала ноги Иисуса Христа.
Живопись Алтаря Портинари пришлась по вкусу мастерам итальянского Возрождения, отдельные мотивы, заимствованные из триптиха, можно найти в картинах флорентийца Доминика Гирландайо и даже самого Леонардо да Винчи.
Доменико Гирландайо "Поклонение пастухов". 1485 год. Капелла Пацци церкви Санта Тринита. Флоренция.
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», 1481 г. Уффици