История картины «Алтарь Портинари»

Feb 22, 2018 07:37


«Поклонение пастухов». Центральная  часть.



Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Центральная часть «Поклонение пастухов» между 1474-1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция

Томмазо Портинари был агентом флорентийского банка Медичи в Брюгге. Будучи искренним поклонником нидерландской живописи и располагая значительными денежными средствами, он заказал знаменитым художникам города несколько произведений: Ганс  Мемлинг исполнил парные портреты Томмазо и его жены, а Хуго ван дер Гус написал для флорентийской церкви Св. Эгидия один из самых прекрасных алтарей в северном искусстве.

Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Исполненная благоговения и нежности Мария стоит на коленях перед своим новорожденным сыном. Её молчаливой молитве вторят ангелы с яркими разноцветными крыльями, облачённые в богатые священнические одеяния. Рядом в порыве простодушного восторга преклонили колени пастухи, ведомые ангелом (благовестие пастухам изображено в правом верхнем углу картины).

Художник создаёт необычную интерпретацию сакральной сцены, где соседствуют покой и эмоциональность, мистическое и реальное. Выражение благоговейной созерцательности на лицах ангелов контрастирует с непосредственной радостью и восхищением пастухов, пришедших поклониться новорожденному Спасителю.

Слева от Девы Марии видны осёл и бык, а за ними едва различим на тёмном фоне самый загадочный персонаж картины - дьявол со сверкающими глазами и когтистой лапой.



Замечательная деталь на переднем плане картины -  цветы в керамической вазе и в стеклянном стакане. Они имеют символическое значение: лилии означают девственность Марии, ирисы и гвоздики - её будущую скорбь и крёстные страдания Христа, водосбор - Святой дух.



фрагмент триптиха

«Томмазо  Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой». Левая створка.



Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Левая створка «Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой»

На боковых створках алтаря предстаёт всё семейство  Портинари вместе  со своими святыми покровителями. На левой панели триптиха святой Антоний аббат (седобородый старец в монашеской рясе с традиционными атрибутами - посохом с Т - образной ручкой и колокольчиком) и святой Фома сопровождают заказчика алтарного  образа Томмазо и его сыновей.

«Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной» Правая створка.



Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Правая створка «Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной».

На правой створке мы видим жену Томмазо, Марию Маддалену, и его дочь Маргериту вместе со святыми Маргаритой Антиохийской, попирающей дракона, и Марией Магдалиной, которая держит в руке свой традиционный атрибут - сосуд с драгоценным миром, которым она помазала ноги Иисуса Христа.

Живопись Алтаря Портинари пришлась по вкусу мастерам итальянского Возрождения, отдельные мотивы, заимствованные из триптиха,  можно найти в картинах флорентийца Доминика  Гирландайо и даже самого Леонардо да Винчи.



Доменико Гирландайо "Поклонение пастухов". 1485 год. Капелла Пацци церкви Санта Тринита. Флоренция.



Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», 1481 г. Уффици

Нидерланды, триптих, исторический сюжет, библейский сюжет, история картины, Северное Возрождение, Хуго ван дер Гус

Previous post Next post
Up