Константин Егорович Маковский "Дети, бегущие от грозы", 1872 год
Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II - «мой живописец».
Константин Егорович Маковский
"Дети, бегущие от грозы"
1872 год
167×102 см
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ 1870 году Константин Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижников. Ключевым постулатом передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Путешествуя по России и Украине, живописец наблюдал жизнь крестьян, собирал сюжеты для своих будущих полотен, делал наброски и этюды.
По легенде, с убегающей от грозы «Алёнушкой» живописец познакомился в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Константин Егорович хотел написать её портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у неё поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Так у него родилась идея полотна.
Цветовые переходы от золотистой ржи к свинцовым тучам на горизонте Маковский создавал не только кистями, но и пальцами, вновь используя живописную фактуру как выразительное средство. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.