Микеланджело Меризи де Караваджо
Давид с головой Голиафа
1610, 125×101 см
Масло, Холст
Галерея Боргезе, Рим
Микеланджело Меризи де Караваджо
Давид с головой Голиафа
1607 год
масло, холст
В середине семнадцатого века, люди заявляли, что на картине обе изображённые головы, Давида и гиганта Голиафа, являются автопортретами разных этапов жизни художника. Однако, лишь немногие историки искусств отметили черты Караваджо в обоих лицах. В одноимённой работе, сделанной Караваджо ранее (1607 год), в качестве модели Давида использовал, как считается, модель с улицы.
Давид - царь Израильско - Иудейского государства (конец XI - около 950 г. н. э). Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - пастух, выходец из иудейского города Вифлеем. Он появляется при дворе израильско - иудейского царя Саула как певец - гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. Давид снискал расположение Саула и спас свой народ от порабощения, одержав победу в поединке с великаном Голиафом, воином филистимлян, осадивших иудейский город. Давид убил Голиафа камнем из пастушеской пращи (метательное, которым отгоняли волков от стада), а затем мечом поверженного врага отрубил ему голову.
Давид заслужил любовь и уважение народа. Он добился руки царевны Мелхолы, дочери Саула.
На картине, в руках Давида обычный клинок, который никогда оружием не служил. Перед битвой с Голиафом, он отказался от доспехов и оружия, воспользовавшись клинком лишь после битвы, для обезглавливания побеждённого. Караваджо мог изобразить тяжёлый меч, но герою достаётся изящный и тонкий, как кисть, кинжал.
Многие художники изображали на своих полотнах этот исторический сюжет.
Доменико Фетти
Давид с головой Голиафа
между 1616-1620 годами
холст, масло
105х81 см.
ГМИИ им. Пушкина