Александр Алексеевич Борисов, русский живописец, этнограф.

Nov 28, 2017 09:05

От себя могу сказать, что это удивительный человек, путешественник, этнограф, художник, благодаря Александру Алексеевичу Борисову были исследованы Новые Земли, Кольский полуостров и что примечательно, художник писал не только путевые заметки, но и делал зарисовки этих мест и писал картины.

"Родился Александр Борисов в 1866 г. на севере Вологодщины, в крестьянской семье... В десять лет случилось несчастье: Саша уронил на себя дрова и после этого не смог ходить. Родители дали обет: если сын поправится, отправить его на год в Соловецкий монастырь... Так Александр стал послушником. Целый год он рыбачил с монахами, слушал их рассказы о доблести поморов в полярных морях, а все свободное время рисовал, мечтая остаться на Соловках для ученья в иконописной мастерской..." (Автор не известен).

Александр Алексеевич Борисов родился 2 (14) ноября 1866 г. в деревне Глубокий Ручей близ города Красноборска. Его родители - Алексей Егорович и Матрёна Назаровна - были крестьянами и все детство будущего художника прошло в простой деревенской обстановке.

В пятнадцать лет он пришел в Соловецкий монастырь, где работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту. Вскоре он устроился учеником в иконописную мастерскую. Архимандрит монастыря, увидев карандашные рисунки Борисова, увез его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи.

На работы Борисова обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал Андрей Андреевич Боголюбов, служивший в штабе Петербургского военного округа. Они помогли Александру: ему была выделена стипендия и 20 сентября 1886 года он приехал в Санкт-Петербург.

В Петербурге Борисова по-прежнему опекал генерал А. А. Боголюбов. Будущему художнику помогал и знакомый Андрея Андреевича - Болеслав Антонович Яловецкий, директор Александровского механического завода. Они были и учителями, и наставниками будущего художника. Как писал позже А. А. Борисов, вспоминая этих людей: «Каким могучим бойцом всегда уходил я от этих добрых людей! Я говорил себе: так нет же! Никогда я не погибну и не сдамся!!!».

При поддержке Боголюбова в 1887 году Борисов поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Трехлетний курс рисовальной школы Александр одолел за год.

В 1888 году поступает вольнослушателем в Академию художеств, в гипсовый класс. Его продолжают опекать А. А. Боголюбов и Б. А. Яловецкий. Но и появляются новые попечители - Илья Ильич Кази (1839-1896), директор Балтийского судостроительного завода, и Сергей Юльевич Витте (1849-1915), министр финансов России (с 1892 г.), а позднее - глава Российского правительства (до 1906 г.). Как выяснится позже, поддержка И. И. Кази творческой деятельности будущего художника во многом определит весь успех Борисова. По воспоминаниям С. Ю. Витте «[ ] за Борисова в академию художеств вскладчину платило несколько человек; Кази, между прочим, обыкновенно обращался ко мне для ежегодного за него взноса в академию художеств». Далее, в своих воспоминаниях С. Ю. Витте отмечает: «Я всегда несколько содействовал карьере Борисова; содействовал устройством выставок картин его как в Берлине, Лондоне, так и в Америке, так как в Америку он приехал через несколько лет после Портсмутского договора, когда ещё мое имя пользовалось там большой популярностью, и так как я ему дал рекомендательное письмо к президенту Рузвельту, вследствие чего Рузвельт принял Борисова весьма радушно; это все послужило тому, что его выставки всюду имели блестящий успех».

"За период обучения в Академии художеств с 1888 по 1892 год творческие достижения Борисова были отмечены двумя малыми и одной большой поощрительными серебряными медалями. За "хорошие успехи в художественных классах" совет Академии удовлетворил просьбу Борисова, и с июня 1892 года ему назначили стипендию "как государственному крестьянину".

В 1895 году технику рисунка Александр Борисов постигал в мастерской И. И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии - у А. И. Куинджи."

"Крайний Север с его мрачной и таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх за пределы Архангельской губернии", - писал позднее А. А. Борисов.




Александр Алексеевич Борисов
«В ожидании морского зверя. Из жизни новоземельских ненцев»
1896




Александр Алексеевич Борисов
"В Кандалакшском заливе”

Летом 1894 г. Борисов воспользовался предложением И. И. Кази, сопровождавшим министра финансов С. Ю. Витте в поездке по северу России с целью выбора на Мурмане удобной гавани для создания военно-морской базы. Художника пригласили в качестве рисовальщика. Александру Алексеевичу вновь представилась возможность посетить полюбившиеся с юности беломорские пейзажи. В обязанности Борисова входили карандашные зарисовки гаваней и бухт, особенно Екатерининской, Териберки и других точек Мурманского побережья Кольского побережья. Совершив плавание на пароходе «Ломоносов» Архангельского-Мурманского пароходства, Александр Алексеевич осуществил свою давнюю мечту побывать в Ледовитом океане. После этого плавания по арктическому морю, художник окончательно поверил в возможность реализации плана специальной высокоширотной экспедиции в Северный Ледовитый океан. И поэтому его дальнейшая жизненная программа формировалась под влиянием увиденного в 1894 г. Он стал усиленно готовится к арктическим плаваниям - к путешествию на Новую Землю. Главной линией его творчества стало правдивое отображение тематики северной природы и покорения её человеком.




Александр Алексеевич Борисов
«Зимняя сказка»
1913
Холст, масло. 79 x 125 см
Вологодская областная картинная галерея

Начиная с лета 1896 года А. Борисов начинает заниматься исследованием арктики и готовится к своему главному путешествию на Новую Землю. Он совершает переход через Маточкин Шар к устью ручья Ночуев. Затем проходит от Пинеги через Усть-Цильму, по Печоре до Пустозерска, а далее - по Большеземельской тундре до селения Никольского (сейчас Хабарово) на берегу пролива Югорский Шар. Борисов обследует остров Вайгач.




Александр Алексеевич Борисов “Весенняя ночь на Мурмане”

К 1899 году разработаны чертежи экспедиционного судна (инженер В. П. Фан-дер-Флит) и началось его строительство (руководитель С. В. Постников - опытный мореход, бывший капитаном парохода "Ломоносов"). Он учел опыт плавания в Северном Ледовитом океане поморских судов и знаменитого Фритьофа Нансена. Парусное судно "Мечта" водоизмещением 40 тонн строилось в беломорском селе Колежма Сумского посада - в одном из центров поморского кораблестроения, и во многом соответствовала кораблю Нансена "Фрам".




Александр Алексеевич Борисов
"Весенняя полярная ночь",
1897, Третьяковская галерея

В 1899 году пароход "Владимир" перевез на Новую Землю часть груза. "Мечта" пришла с Соловков 22 августа, а уже 24-го Борисов вышел на ней в Маточкин Шар. Во время стоянок Борисов пишет этюды. 2 сентября художник в сопровождении нескольких человек отправился в горную часть острова: вверх несли только самое необходимое - провизию, багры, веревки, краски... Добрались до высоты 832 м.

Сильные течения в Маточкином Шаре замедлили ход "Мечты" так, что судно оказалось в Карском море только к середине сентября. Здесь Борисов пробыл около 4 дней и затем "Мечта" ушла в сторону мурманских берегов.




Александр Алексеевич Борисов
"У берегов Новой Земли"
1896, Третьяковская галерея

Испытав яхту, А. А. Борисов отмечал, что "судно по морским качествам великолепное и, несмотря на то, что в продолжение нашего пути в Белое море и Ледовитом океане погибло более 10 судов, мы, кроме сильной качки, не испытали никакой опасности и нередко обходили поморские суда. Но, чтобы еще более приспособить судно для плавания во льдах, я решил обшить его железом, ибо иначе льдом, как сталью, дерет обшивку".

В мае 1900 года на рейсовом пароходе Борисов отправляется на Новую Землю. Зимовку художник начал оборудовать рядом с ненецким становищем у горы Пила. Дом Борисова сохранялся до 60-х годов нашего века. В нем останавливались многие известные путешественники: В. А. Русанов (1906), В. В. Переплетчиков (1913), русская, а затем и шведская экспедиции. После отъезда Борисова с Новой Земли в доме жили самоеды и останавливались зверобои.

"...Я построил парусную яхту "Мечту", специально для плавания среди льдов, на которой в 1899 и 1900 гг. и предпринял с зоологом Т. Тимофеевым экспедицию на Новую Землю и Карское море. Во время этого путешествия нам пришлось пережить ужасную драму на плавучих льдах Карского моря, и мы не померли с голода, благодаря лишь тому, что у нас осталось еще несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьем".




Александр Алексеевич Борисов
«На Мурмане. Близ гавани»
1896
Холст на картоне, масло. 25 x 41.7 см
Государственная Третьяковская галерея

"Я не могу достаточно нахвалиться своей "Мечтой". Бывало, ходишь по палубе и мечтаешь, опустив голову. Вдруг раздается пронзительный, протяжный крик вахтенного: "Держись!" Подымаешь голову, и тогда вдруг сердце на мгновение перестает биться, в груди спирает дыхание, кровь холодеет в жилах, когда видишь, как надвигается страшная водяная гора, готовая проглотить нашу бедную скорлупу. Но как спокойно и радостно становиться на душе, когда грозная волна проскользнет под судно, а "Мечта" по-прежнему прыгает по гребню волны". (Александр Борисов. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Санкт-Петербург, 1907).




Александр Борисов.
Судно во льдах. Яхта "Мечта", 1899 г.

В конце сентября 1896 г. Борисов с множеством картин уезжает с Новой Земли в Архангельск, а оттуда - в Санкт-Петербург. Будучи проездом в Москве у В. М. Васнецова, показывает ему свои этюды и получает очень высокую оценку. «Этот молодец был проездом у нас в Москве и показал свои этюды В. Васнецову. [ ] В этюдах можно проследить развитие большого таланта и будущего крупного пейзажиста».

Осенью в Санкт-Петербурге Борисов активно готовился к осенней ученической выставке, на которой П. М. Третьяков приобрел для своей галереи много этюдов начинающего художника: «Третьяков купил у молодого академиста 56 этюдов «Полярная страна» (Новая Земля), из них до 20 действительно интересны».

Соученики Борисова по мастерской А. А. Рылов, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин и другие с большим интересом смотрели на результаты летней работы товарища по Академии.

Отзывы Н. К. Рериха в печати об успехах Александра Алексеевича говорят сами за себя: «В счастливое положение попал, например, художник А. Борисов, недавно временно вернувшийся с Крайнего Севера. Он выдвинулся за последние 3 года: на ученических выставках Академии, среди работ учеников профессора-руководителя А. И. Куинджи, его северные этюды были из лучших и привлекали общее внимание новизною своих сюжетов».

В октябре 1896 г. Борисов приступает к подготовке дипломной работы и одновременно - к участию в весенней академической выставке. На выставке он участвует с двумя картинами - «Полуночное солнце в Ледовитом океане» и «Весенняя полярная ночь». В качестве конкурсных полотен он избирает два - «В области вечного льда. Лето» и «На моржа». За эти картины Борисов по окончании Санкт-Петербургской Академии художеств в 1897 г. получил звание художника.

В сентябре 1897 г. П. М. Третьяков осмотрел новые работы художника и купил два больших полотна - «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».

Высокое мастерство учеников А. И. Куинджи, и в частности А. А. Борисова, на академической выставке отмечалось критиками.

Так В. В. Стасов писал: «Значительно лучше других, и даже очень отделяются от них, два пейзажа Борисова с далёкого нашего Севера (особливо «Весенняя полярная ночь»)».

И. Е. Репин высоко оценил первые шаги художника: «Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно написанные. В них ярко выражена любовь этого русского Нансена к черной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озарённых резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах и прочие предметы, - все это дышит у него особенной красотой Ледовитого моря и производит впечатление живой правды. Коллекцию его приобрел П. М. Третьяков для своей московской галереи».




Александр Алексеевич Борисов
"Чум ненцев в Малых Кармакулах на Новой Земле", 1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва




Александр Алексеевич Борисов “Северный пейзаж”
Музей Республики Саха

Благодаря экспедиции Борисова на карте Новой Земли появилось много «художественных топонимов». Мысы, горы, ручьи и ледники Борисов называл в честь:

- деятелей искусства, причастных к становлению художника, его учителей, покровителей и меценатов (мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, бухта Ермолова, мыс и гора Кази, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Путилова, мыс Меца, мыс Репина бухта Романова, мыс и река графа И. Толстого, ледник Третьякова, мыс Шишкина мыс Яловецкого);

- выдающихся географов и исследователей Севера, помогавших художнику в проведении экспедиций (мыс Варнека, мыс и пролив Вилькицкого, пролив Грана, ручей Носилова, бухта (залив) Семенова, бухта Тыртова);

- отечественных ученых, личных знакомых участников экспедиции (ледник Краснова, ледник Рейнгарда, ледник Ярошевского);

- своих спутников по экспедиции (река Алексея Филиппова, гора Тимофеева);

- крупнейших отечественных издателей - река Маркса, чьи книги составили библиотеку в доме художника в Поморской губе, мыс Суворина.

По материалам этой статьи: http://kola.gallery/a-a-borisov-pevets-prirodyi-russk..

русская живопись, этнография, живопись, Александр Алексеевич Борисов

Previous post Next post
Up