Одна хорошая знакомая рекомендовала изучить Марка Ротко и его "Живопись цветового поля". Поискав, нашла интересную статью искусствоведа, Купряковой Веры Сергеевны. Делюсь с Вами:
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена одному из самых известных художников второй половины XX века, имя которого Марк Ротко. Феномен живописи Ротко стал важной составляющей американского искусства. Живописец был ярким представителем такого направления, как абстрактный экспрессионизм. Пройдя длительный путь становления, художник пришел к «живописи цветового поля» и благодаря этому про славился на весь мир. Все творчество мастера пронизано мотивами трагедии, внутренних переживаний и поиска. На картинах Ротко соседствуют монолитные блоки чистового цвета с размытыми границами, которые он располагал на глухом фоне. Масштабные и красочные полотна Ротко находятся в коллекциях музеев мировых столиц и являются жемчужинами многих частных собраний. Стоимость картин Ротко неуклонно растёт и часто бьёт аукционные рекорды на торгах Sotheby’s и Christie’s. Посредством своих работ Ротко сумел показать всему миру глубину и мощь американской живописи и навсегда вписать своё имя в историю мирового искусства. Творчество Марка Ротко актуально и по сей день, так как он был настоящим новатором в сфере живописи. В статье рассматриваются такие вопросы, как особенность творческого пути художника, а также специфика его новаторских исканий, обуславливающая проблемы становления новых тенденций в художественной культуре XX века. Исследование затрагивает широкий круг вопросов, касающихся художественного языка, стиля как культурной универсалии и индивидуальности творчества Марка Ротко в мировом искусстве.
Статья "Живопись цветового поля" Марка Ротко.
Свободный, струящийся цвет, поток сознания, сотканный из эмоций и переживаний, начало пути в новое, неизвестное нам измерение - все это можно сказать о жизни и творчестве великого американского художника абстракциониста Марка Ротко. Именно он, один из немногих, показал всему миру настоящую глубину американской живописи, её силу и мощь, способную вдохновлять людей и демонстрировать иной способ мироощущения. Ротко по-настоящему считал, что искусство призвано изменить мир, и его творчество это доказывает. Полотна мастера вызывают эмоциональное сопереживание, они подобны движению мысли, свободным ассоциациям и потоку сознания. В письме к художественным редакторам журнала «The New York Times», опубликованном в 1943 году, Марк Ротко и Адольф Готлиб писали: «Для нас искусство - это путешествие в неведомый мир, в которое могут отправиться те, кто не боится рискнуть».
Полотна художника представляют собой прямоугольники сплошного цвета с плавными, едва уловимыми границами, которые аккуратно расположены друг над другом на глухом фоне картины. Эти абстрактные работы внушительных размеров обладают особой аурой притяжения и магнетизма. Таинственно-мрачная атмосфера, царящая на полотнах, поражает воображение зрителя и вовлекает его в мир пульсирующего цвета и формы. Туманные цветовые плоскости выступают в качестве предвестников трагедии, отчаянии и экстаза одновременно. Они словно возвещают о необратимой конечности бытия, в финале которого наступает долгожданный катарсис и прозрение. По мнению художественного критика и искусствоведа Ирвинга Сандлера: «Подлинно трагичные - и в то же время величественные - работы Ротко вышли из темных недр его души и способны достигнуть потаённого мира любого человека». Наблюдая за полотнами мастера с близкого расстояния, зрителя охватывает неподдельное чувство тревоги и одиночества, волны меланхолии способны накрыть с головой и погрузить в мир чувственного переживания и рефлексии. И то, что художник встал в плеяду абстракционистов, покончивших жизнь самоубийством, лишь добавляет в его творчество ещё большей трогательности.
Прежде чем стать одним из представителей такого направления американской живописи, как абстрактный экспрессионизм, сын евреев-эмигрантов, переехавших жить в Америку, прошёл длительный путь становления. Развитие творчества Марка Ротко проходило в Нью-Йорке в 30-е годы XX века, в эпоху джаза, когда в атмосфере обессиленного войной мира каждый житель был в поисках развлечений и беззаботного веселья. Будущий всемирно известный художник обучался живописи в студии у кубиста Макса Вебера. На этих курсах к Ротко пришло понимание искусства, как особого способа самовыражения посредством цвета, линий и формы. Несмотря на это, Вебер оказал незначительное влияние на становление творческого гения Марка Ротко.