Элизабет Виже - Лебрен.

Apr 08, 2017 13:52

Виже - Лебрен Элизабет
(Vigee-Lebrun Elisabeth) (1755-1842)

Французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16 апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г.Бриара, занималась в луврской галерее копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза и Жозефа Верне. В 1776 году Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника, гравера и торговца картинами. По настоянию своей матери она все-таки вышла замуж за Лебрена. Союз художницы и коммерсанта оказался не романтическим, а, скорее, профессиональным. У пары были очень свободные отношения, они занимались общим делом - их бизнес процветал. Они открыли свою галерею в роскошной гостинице, где муж выставлял работы Элизабет. Художница разработала успешную модель портретов - она писала чуть более идеализированные образы, но результат был потрясающим! Дела мужа, на вид блестящие, в действительности оказались расстроенными, и Жан Лебрен повел за счет жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения. В отсутствии супружеского счастья, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела достаточную известность в парижских аристократических кругах. В конечном итоге Виже-Лебрен была приглашена в Версаль писать королеву. Мария-Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала ее дополнительными заказами. Кроме того, Мария-Антуанетта присвоила Виже-Лебрен титул своей первой портретистки, часто брала художницу с собой на прогулки, исполняла с ней дуэты, и стала практически ее другом. В 1783 году королева оказала, со своей стороны, определенное давление на французские художественные круги с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно избрана в члены Королевской Академии искусства. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Портретистка отправилась в Италию, где ее встречали повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии живописи избрали Элизабет Виже-Лебрен в свои члены. Из Италии Виже-Лебрен перебралась в Вену и пробыла там с 1793 по 1795 год, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии художеств вручали художнице членские дипломы. В Петербурге Виже-Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В России художницей написаны портреты императрицы Марии Федоровны, цесаревны Елизаветы Алексеевны, великих княжен, дочерей Павла I, Александры и Елены, Станислава Понятовского, графа Толстого, представителей семьи Строгановых и многих других лиц. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств. В 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости.

Виже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835-1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795-1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России.

Верная своей привычке находить в людях хорошее, она писала в мемуарах:

«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Я никогда не видела здесь пьяных… Большинство русских питаются картошкой с хлебом и чесноком, поэтому ужасно воняют, хотя каждую субботу ходят в баню. Они умны и сообразительны, легко учатся все ремеслам и даже добиваются успехов в искусстве… Русский народ в целом честен и порядочен по натуре. В Петербурге или Москве не знают не только тяжких преступлений, но и воровства. Эта особенность удивительна для людей, едва вышедших за грань варварства, и многие приписывают ее влиянию крепостного права. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских».

Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. По списку, составленному самой художницей, из-под ее кисти вышло 662 портретов.

портретная живопись, Элизабет Виже - Лебрен, портреты, французский художник, французская живопись

Previous post Next post
Up