Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard; 1732, Грасс - 1806, Париж) - знаменитый французский художник, живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины 18 века. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами.
После Ватто, Фрагонар - самый крупный французский художник 18 столетия. Творчество Фрагонара - утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром - но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в 17 веке французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756-1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно - Гюбером Робером, но, прежде всего - встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773-1776 годах.
"Качели", 1767 год.
Собрание Уоллес, Лондон (Wallace Collection, London).
Материалы: холст, масло
Размеры: 83x65 см
Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах, художник стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия.
"Качели", 1750 - 1752 гг
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (El Museo de arte Thyssen-Bornemisza, Madrid).
Холст, масло
Размеры: 119x94 см
Искусство художника Фрагонара завершало восемнадцатый век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому наследие Фрагонара было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.
"Читающая молодая девушка", написано около 1770 г.
Холст, масло
Размеры: 81.1x64.8 см
Национальная Галерея искусств, Вашингтон
"Письмо", 1770 - 1780 гг.
Холст, масло
Размеры: 50 - 60 см
Частная коллекция
"Голова молодого человека"
написано около 1778 г.
Холст, масло
Размеры: 46 на 38 см
Музей изобразительных искусств Андре Мальро, Гавр (Musée Des Beaux-Arts André Malraux, Le Havre)
"Юная ученица", между 1775 - 1778 гг.
Собрание Уоллес, Лондон (Wallace Collection, London)
Холст, масло
Размеры 45 на 37 см
"Заботливая мать"
Холст, масло
Частная коллекция