Возникновение лаковой миниатюры в России.

Jan 09, 2017 21:30

Среди русских  народных художественных промыслов  особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи. Составляя единую семью русских художественных лаков, влияя друг на друга, взаимообогащаясь, каждый из промыслов сохраняет яркое индивидуальное лицо. Изделия народных художественных промыслов  представляют собой произведения декоративно - прикладного искусства.  Они имеют  большое значение для художественного  воспитания людей, способствует развитию  эстетического вкуса и любви  к прекрасному.
Народные  промыслы  зародились в глубокой  древности и сначала  не  осознавались как искусство, люди  делали необходимые для себя  вещи. 
Изучение  корней своего народа, культуры своих  предков необходимо  сохранять, возрождать и развивать. Именно сейчас художественные промыслы нуждаются в поддержки молодого поколения. В современных условиях, на новом этапе исторического развития, перед художественной культурой встают и новые проблемы, связанные с низкой конкурентоспособностью изделий народных промыслов на рынке художественной продукции и, в то же время, с необходимостью сохранения уникальных традиций производства таких изделий.

В 16 веке в России активно обращали внимание на Европейскую культуру, пробужден интерес к лаковым изделиям. Огромный вклад в его развитие внес Петр I, привозивший европейских мастеров для оформления российских дворцов. Первоначально производством изделий лаковой  миниатюры занимались в селе Данилкове  близ Москвы,  с тех пор производство изделий лаковой  живописью расширялось  и росло.

Село  Федоскино Московской области -  родина русских лаков. Лаковая  живопись возникла здесь в  конце 18 в.( 1795 г.), когда купец П.И. Коробов основал в сельце Данилково (часть с. Федоскино) производство расписных шкатулок из папье - маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок.



В 1819 году П.И.Коробов  передаёт фабрику своему зятю П. В. Лукутину и его сыну.  Начинается новый  период развития промысла. Фабрика  осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и  ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских  миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными  приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи 18 - 19 веков, с другой - художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию.



Шкатулка "У самовара" (Папье-маше, миниатюрная лаковая роспись) - Фабрика Лукутина.



В  1825 г. Лукутин расширил производство лаковых декоративных изделий, поднял их художественное качество. Лукутинские табакерки приобрели широкую известность благодаря миниатюрам, которыми они украшались.



Лукутинская табакерка.







Шкатулка деревяная, производство Лукутина, начало 20 века.Эти миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Выполняли миниатюры, работавшие на фабрике крепостные безымянные народные художники-живописцы. В их живописи сложились оригинальные темы и декоративные приемы, характеризующие народное искусство, отличающиеся яркими прочными красками, использованием черного цвета в лаке, своеобразностью и условностью в трактовке изображений. Тематикой миниатюр лукутинских лаков были главным образом жанровые сцены.



В  середине 1828 г. Лукутин получил  право клеймение государственным  гербом всех изделий лаковой  фабрики, которая стала считаться  одной из лучших  в Европе.



фабрика Н.А. Лукутина -1896-1902-годы.

Лукутинские  художественные изделия вырабатывали  впоследствии мастерские братьев  Вишняковых в Подмосковье, мастерские  Аустена в Москве, разные предприятия  в Петербурге, в Сибири, на Урале.  Традиции лукутинского производства  сохранились и определили дальнейшее  развитие художественных лаков.  В 1904 году Лукутину пришлось  закрыть фабрику.



В 1910 г. группой бывших мастеров лукутинской фабрики, была организована в селе Федоскино Московской области, промысловая артель живописцев.


Федоскинская трудовая артель, бывших мастеров фабрики Лукутина, 1910 г. середина 1920-х-годов.




лаковое производство, лаковая миниатюра, искусство, фабрика Лукутина, история искусств, Возникновение лаковой миниатюры в России, истоки лаковой миниатюры, Федоскино

Previous post Next post
Up