Впервые услышав термин "ташизм", я решила больше узнать про это художественное течение в искусстве. Так что же это за течение и какие художники к нему относятся? При изучении этого направления будет полезно прочитать специализированную литературу: "Мимесис в эпоху абстракции. Образцы реальности в искусстве второй парижской школы" В. А. Крючкова, Д.Хьюбел, "Глаз.Мозг.Зрение" , Василий Кандинский "О духовном в искусстве", "Избранные труды по теории искусства в 2 томах", И. Иттен "Искусство цвета".
Ташизм - (с французского языка переводится как "пятно", tache). Термин, введенный в 1952 году французским критиком Марселем Тапи по отношению к технике, при которой мазки наносились на холст случайными движениями руки - методом "психической импровизации". Мазки краски наносятся на полотно быстрыми движениями без заранее продуманного плана. Этот способ похож на американскую "живопись действия" - энергичное и спонтанное нанесение краски под воздействием эмоциональных и психических состояний. Но в отличии от американского направления, ташизму присуща менее агрессивная манера письма, лёгкость форм, большее внимание к цветам. Однако в отличие от абстрактного экспрессионизма, зародившегося в США, ташизм чаще понимается как специфически европейский, в первую очередь, французский вариант беспредметного творчества. Образы основаны на игре мощных, крупных мазков. Он редко включает символически знаковые элементы, из чистой ритмики артистического жеста или из обобщённых пейзажных впечатлений, представляющих собой своего рода "абстрактный импрессионизм".
Яркими представителями этого течения можно считать:Wols (Вольфганг Шульце),Жорж Матьё (Mathieu), Ханс Хартунг, Пьер Сулаж, Жан Базен, Антонио Саура, Эмилио Ведова, Асгер Йорн,Пьер Алешинский, Анатолий Зверев, Евгений Михнов-Войтенко,Серж Поляков, Андрей Михайлович Ланской, Лидия мастеркова, Zhao Wuji.
Знаменитым европейским представителем ташизма был Жорж Матьё, приблизивший технику экстаза к спектаклю. Он устраивал свои сеансы живописи в присутствии публики, на глазах которой писал на холстах закорючки, запятые и точки. Во время своих шоу, сопровождавшихся музыкой, он был облачён в средневековый костюм. Матьё признан основателем "исторической абстрактной живописи" . Эта живопись "отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает - ни людей, ни костюмы, ни аксессуары" [Авагян Т.И.]. Исторической она стала потому, что критики Матьё приписали его закорючки и пятна к способности выразить массовые народные движения, борьбу за власть династий. Такая идея пришла им в голову, благодаря названиям картин ("Битва при Бувине", "Капетинги повсюду").
"Битва при Бувине"
"Капетинги повсюду".
В рамках американского абстракционизма была развита так называемая «бесформенная живопись» Джексона Поллока, который считал процесс творчества самоценным, а результат не важным, имевшим смысл только как воспоминание о творческом процессе, оставшееся на полотне. Возвращаясь к первобытному синкретизму, Поллок трансформировал живопись в священный танец художника. Поллoк вешал полотно на стену или клал его на пол, «совершая» вокруг него некий шаманский обряд, художник, по его словам, "входил внутрь живописи". Он выработал технику получившию название дриппинг, которая состояла в разбрызгивании красок из банки (французская параллель - "ташизм" - живопись пятнами.) Художественный метод Поллока получил в Англии название "живописи действия". В 1952 году на выставке в Париже его живопись произвела грандиозное впечатление на жаждущих очередного нового слова критиков. Многие, правда, оспаривали оригинальность техники Поллока, видя что-то похожее в изображениях Хартунга 1922 года. Представителями ташизма в Америке были Элен Гамильтон-О’Нил, Сэм Фрэнсис, Paul Jenkins