Jul 03, 2015 18:45
“Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, “всемирной отзывчивостью”, по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар…”. В. Путин
В связи с этим: у авангарда эрзянского актива в связи с эти есть выбор: а) строить идентичность на базе общего эрзян и русских, или же вовсе на базе русского "культурного кода", стать "русскими эрзянами","русской мордвой"(согласно Путину), т.е. составить собой 1:200-ую часть большого русского синтез-этноса(будущее которого от нас совершенно никак не зависит). По лёгкому и непринуждённому пути мерян, муромы, мещеры, терюшевских, ардатовских эрзян, тамбовских мокшан и т.д. единственный конечный путь данного выбора - русификация.(без вариантов демонстрируется историей и не только историей, можно сегодня взглянуть на наши сёла и пообщаться с детьми). Всякие идеи "двойственности" самосознания(мол, можно в зависимости от ситуации быть одновременно и русским и эрзянином, в период партийного "мордовского праздника" можно одеть эрзянь панар, кортамс эрзякс, а выйдя на работу, придя домой, общаясь с потомками опять стать русским папой, дедой для своих детей-учеников русской школы, студентов русских вузов и т.д.) - ложь, обман, а чаще - самообман, поскольку конец этих "двойственностей" заключён в полной ассимиляции и потере всякого национального самосознания в течении пары поколений. Самообман диктуется в первую очередь страхом(и только страхом) перед неким выходом из зоны комфорта. Любая борьба всегда требует выхода из зоны комфорта, всегда требует движения, например такой вид борьбы как борьба с ленью, борьба за каждодневную утреннюю зарядку - она всегда требует выхода из комфортабельно-стабильного состояния.
И второй вариант б) строить идентичность на своей базе, на отличиях от "русского кода", на собственных особенностях, на коренной первичности своего самосознания. Существование каждого эрзянина не в "пульсе" империи, а в своём собственном. Безусловно в условиях того, что мы зависимый народ и эрзя не являются отдельной нацией со своим государством и т.д. основное к чему в данном выборе придётся нам двигаться - это не территориальная, а общественная независимость. Не внешний, а внутренний суверенитет, внутренняя независимость, которая возможна только при условии развития сильного национального самосознания, этноцентризма и высокоорганизованного общества, функционирующего на его базе.
Третьего варианта не дано(кроме ещё территориальной независимости, которая в данный момент не возможна).
Посему этот путь эрзянского актива потребует создание общин, собственного производства, рынка, частных учебно-воспитательных заведений, национальных религиозно-философских и этических норм и т.д. и т.п. Это путь сложный и противоречивый.
То есть у эрзян есть фактический выбор: а) альтруистично русифицироваться, но легко и непринуждённо б) сохраниться и, возможно, развиваться, но преодолевая трудности. Что выберут эрзяне покажет время. Пока, к сожалению, основная часть эрзян фактически придерживается пути добровольной русификации.
Эрзянское движение,
арсемат