Могильник рязано-окских финнов в Суздальском Ополье

Feb 17, 2015 12:00




Финские культуры I тыс. н. э. представляют собой важное слагаемое в общей панораме культур лесной полосы Восточной Европы железного века и раннего средневековья. Хорошо известно, что финны - исторические предшественники славян в Волго-Окском междуречье, однако выявление принадлежащих им погребальных памятников первой половины - середины I тыс. н. э. во многих районах этой обширной территории остается трудновыполнимой задачей. Это касается, в частности, территории центра Ростово-Суздальской земли - области, где Начальная летопись помещает летописную мерю.

В 2007г. впервые за 150лет археологического изучения Суздальского Ополья на этой территории удалось выявить погребения первой половины - середины I тыс. н. э. Открытие могильника у д. Большое Давыдовское стало одним из результатов проводимого Институтом археологии с 2001г. систематического обследования Суздальского Ополья - основного исторического ядра Северо-Восточной Руси. Раскопками 2008-2009гг. на вновь выявленном могильнике исследовано 17 могильных ям, содержавших останки 22погребенных.

Погребения были совершены в узких подпрямоугольных ямах, образовывавших два правильных ряда. В некоторых ямах зафиксированы остатки внутримогильных конструкций, сооруженных из липы. Большинство погребенных лежали вытянуто на спине, головой на восток. Установлено, что костные останки 12индивидов принадлежали детям в возрасте от 2 до 11лет; 10скелетов принадлежали взрослым. Особый интерес представляет погребение 3, содержавшее останки 5индивидов - двух взрослых и трех детей, ориентированных головами на восток и на запад. Судя по сохранившемуся анатомическому порядку костяков, лежавших параллельно друг другу, и присутствию в могиле остатков единого погребального сооружения, захоронения были произведены единовременно или через небольшой промежуток времени. В 19погребениях найдены металлические украшения, в 6 - бытовые вещи и орудия труда, в двух - предметы вооружения. Особый интерес представляет обнаруженный в погребении 3 жертвенный комплекс, включавший около 40бронзовых предметов, большая часть которых оплавлена, а также железные ножницы и остатки костяного гребня.

Металлические украшения женского костюма включают височные кольца, гривны, браслеты, нагрудные бляхи и пряжки, нагрудные и поясные подвески. В числе наиболее выразительных украшений - 19височных колец с лопастью, найденные в 9погребениях; массивные четырехгранные гривны «азелинского» типа; круглые ажурные застежки; бронзовая кольцевидная застежка с трапециевидными выступами; цельнолитая подковообразная бронзовая фибула круга эмалей с раскованными концами, крестовидным орнаментом на концах и тремя секировидными выступами; массивная круглая бляха с орнаментом из концентрических кругов, отверстием в центре и крестообразно расположенными накладками.

Вещевые комплексы из погребений могут быть отнесены ко второй половине III - началу V в. Эта датировка хорошо согласуется с результатами радиоуглеродного анализа образцов древесного тлена из пяти погребений.

Грунтовые могильники с погребениями по обряду ингумации, сопровождающимися богатым набором металлических украшений, оружием и орудиями труда, которые появляются в Волго-Окском регионе в первые века н. э., рассматриваются обычно как яркий феномен культуры поволжских финнов, отражающий формирование их культурных традиций и расселение в обширном Волго-Окском бассейне. Однако финские некрополи c ингумациями сравнительно немногочисленны и распространены по территории Волго-Окского региона неравномерно. Ареал могильников с погребениями III-V вв., которых известно всего около 40, ограничен преимущественно территориями на правобережье Волги и на правобережье Оки. Для финского населения северо-западной части Волжского бассейна характерен другой погребальный обряд - могильники с кремациями, помещавшимися в наземные сооружения - «домики мертвых», на поверхность земли или в неглубокие ямы.



Остатки кнута, с навершием с бубенчиками и металлической обмоткой. 3-5 в н.э. Ивановская обл.

Могильник Большое Давыдовское 2 образует крайнюю северо-западную точку на карте финских могильников с ингумациями III-V вв. Вещевой набор из погребений в целом близок комплексам культуры рязано-окских могильников, ареал которой удален от места раскопок примерно на 250км к югу. Однако многие черты погребального обряда и вещевые находки правомерно рассматривать как отражение связей с другими территориями и культурными общностями: Прикамьем, Окско-Сурско-Цнинским междуречьем, дьяковскими памятниками Москворечья, Прибалтикой.

Открытие могильника дает редкую возможность исследовать древности мало изученной в Волго-Клязьминском междуречье исторической эпохи на стыке железного века и раннего сре дневековья и реконструировать облик культуры ранее неизвестной локальной группы поволжских финнов. Оно дополняет сложившуюся картину предыстории Ростово-Суздальской земли новыми яркими эпизодами, подробности и значение которых еще предстоит уточнить.

Чл.-корр. РАН Н.А.Макаров

археология, финские народы, культура рязано-окских могильников

Previous post Next post
Up