Истоки экзоэтнонима эрзян и мокшан - "mordens/мордва"

Apr 02, 2013 01:05

Большой интерес вызывают мощные, укрепленные рвами и валами, поселения пьяноборцев - городища. Строительство их, как уже говорилось выше, было вызвано необходимостью обороны от нападений врагов. Самые крупные пьяноборские городища находятся на территории Илишевского района. Так, площадь городища Петер-Тау (Юлдашевское) составляет 18 тысяч кв.м., Серенькино (Трикольское) - 26, а открытого сравнительно недавно Кипчаковского - 37 тысяч кв.м.(!)"

http://rudocs.exdat.com/docs/index-194931.html

Кто касалсяизучения различных теорий этногенеза "мордвы" в курсе, что появление т.н. "древнемордовской культуры" связанно с прекращением существования скудненькой городецкой культуры одновременно с появлением в регионе неместных военизированных групп т.н. андреевско-писеральского круга. Самый яркий памятник этого периода - Андреевский курган I-II в н.э., располагающийся недалеко от Адрейвеле, Большеигнатовского р-она Мордовии. Так вот, становится всё очевидней, что эти андреевско-писеральские племена отнюдь не сарматы, а пермские финны - представители пьяноборской культуры, прямые предки тех, кто именует себя коми-морт(коми) и одморт(удмурты).



Это вещи с Андреевского кургана. (Обратить внимание надо на остатки фигурки медведя в левом верхнем углу, на утинные лапки и бляхи)



Мечи с Андреевского кургана. Характернейший элемент - особая форма антеновидного навершия, характерная в первую очередь для поволжско-финнского населения, у сарматов были другие.



А это более позднее время, 1 тысячелетие н.э. Чагодинский район Вологодчины. Те-же бляхи, те-же утиные лапки с кружочками на концах, те-же навершия мечей и т.д.

Или вот:



Опять Вологодская область, Грязовецкий р-он, конец 1 тыс. н.э. Те-же навершия мечей.

Очевидно центром всей "возни" было Прикамье и население Пьяноборской культуры, видимо они тесно с сарматами общались(вещи с Боспора и Римской Империи очевидно перекупались через них), и что-то их заставляло покидать свои места(городища и поселения) и совершать военные походы на запад. И тут, в Окско-Сурском междуречье они видимо, обосновались не плохо(в том числе и с помощью "огня и меча"), став верхушкой местного населения. Начинается взаимосмешение, синтез культур и возможно переход элиты(пермян) на язык местного насленения(прибалтийско-поволжско-финский) - начало формирования "древнемордовской культуры" с 2-3 вв.(кошибеевский круг(пра-эрзя), селиксенский круг(пра-мокша и др.). Но пермское именование "морт", или что-то типа "мортьёс"(то бишь "люди" на пермских языках, так возможно они именовали местное население) очевидно сохранялось какое-то время.

И примерно в это время(4 в.) с запада, происходит вторжение "готского союза" Германариха, о чём пишет готский историк Йордан в 5в. Среди покорённых народов упоминается "mordens"(первое упоминение). Готами было покорено "древнемордовское" население Средней Оки - поэтому наши предки стали известны на западе как "mord-ens", и это название пошло от тех "морт"-ов, что оставили памятники андреевско-писеральского типа, т.е "верхушки". Таким образом через этих готов наименование mord стало известно древнеславянскому населению(в готском войске их, скорее всего, было немало, особенно по прибытию на эти земли).  По аналогии с вестготами в Испании, где они набирали в своё "общество" местное население, уже при переходе через Северную Африку, собственно готов в вестготском "обществе" было меньшинство, так возможно было и здесь. Уже в слаянских языках, вместо германского собирательного окончания "-еns", применили собственное "-ва", от чего мы стали известны, как "мордъ-ва".

Конечно, это только теория, но куда более возможная и правдоподобная, нежели теории "придворных" учённых об иранских "самцах"(mard и прочее.). Гораздо сложнее понять, почему близкородственные народы эрзя и мокша так и не выработали общего этнонима, а их собственные этнонимы(эрзя и мокша) столь разные? Откуда пошли эти этнонимы, какова их история и этимология?

эрзя или "мордва"?, Эрямопинге/история

Previous post Next post
Up