Сначала я месяц ждала премьеры. Затем выяснилось, что в Украине она состоится на неделю позже, чем в России. Потом оказалось, что у мужчины, с которым я собиралась его посмотреть, обстоятельства. За это время о фильме не написал только ленивый. Я как могла оберегала себя от спойлеров, и вот, наконец, сегодня мне таки удалось насладиться им в кинотеатре.
Как я и думала, рассказать об этом фильме без спойлеров практически невозможно, поскольку он весь построен не на действии, а на диалогах. Действие там одно, зато занимает всё экранное время - собственно, дорога четверых мужчин к морю (герои держат курс на большую воду и попутно разговаривают "за жысть"...знакомо, да?). А вот диалоги, к огорчению любителей первых двух фильмов "Квартета И", получились больше философскими, чем юмористическими, из серии "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!". Практически не появляется в картине и блистательная Нонна Гришаева, и это второе разочарование.
Четверо же главных героев - это всё те же Камиль, Слава, Лёша и Саша, что и в "Дне радио" и "Дне выборов". Те, да не совсем - имена-то у них прежние, а вот в биографии внесены коррективы. Но, так или иначе, в жизни каждого из них есть своя "главная женщина" (а кое у кого даже "второстепенная"). Вот о них-то они и говорят в течение всей поездки. Преимущественно, а другой, не менее значительной, темой для бесед, которая красной нитью проходит через весь сюжет, является детство, из которого, как всем известно, растут наши страхи и комплексы, а также моральные установки. В этом месте мог бы быть спойлер про фашистов, но я сдерживаю себя изо всех сил, поэтому просто покажу картинку.
А. говорит, что это фильм о мужчинах глазами женщины, а на самом деле всё немного не так. Спорить не берусь - я как женщина практически не вылазила из-под кресла от смеха и увидела в диалогах много жизненных моментов. В самом деле, кто из нас не придумывал своим мужчинам ласковые прозвища и не шокировал их своими взаимоисключающими поступками и заявлениями, которые они любят именовать женской логикой? Я, например, подобно порицаемым героями фильма дамам, тоже люблю есть из чужой тарелки, а уж отпивать из чужих коктейлей - вообще святое дело. Наверное, это во мне говорят некие первобытные чувства, заложенные на подсознательном уровне: если не отберёт "мамонта" - значит, любит и готов делить со мной не только еду, но и свою жизнь :)
Вообще сценарий - чистая гришковецщина, так что поклонникам писателя фильм должен понравиться. Во мне же он оставил ощущение некой недосказанности, что ли. Я ждала фабулы в духе "все женщины - невыносимые, безмозглые, надоедливые создания, но мы их любим, чоужтам". Но отсутствие подобной стержневой идеи, а также морали и выводов, объясняется тем, что тему взаимоотношений мужчины и женщины нельзя раскрыть в принципе. У каждого свой подход к решению тех или иных жизненных ситуаций, своё видение идеального партнёра, потому-то и нет панацеи от проблем в отношениях, а споры героев неизменно заканчиваются ничем. Тем не менее, можно не сомневаться, что этот фильм, подобно его предшественникам, растащат на цитаты, хотя такого же оглушительного успеха ждать не стоит - всё-таки это не чистая комедия. К тому же, многие любят кино как средство эскапизма и не приемлют его соприкосновения с реальной жизнью.
Для себя же я вынесла одну полезную мысль: описывая жену, Лёша употребил слово "лёгкая", и видится мне, что в этом-то и заключается секрет приятных и прочных отношений. Во мне желание быть лёгкой для своего мужчины борется с извечной женской привычкой всё усложнять и искать двойные смыслы там, где их и в помине нет. Тем не менее, в последние годы мой скилл лёгкости значительно вырос, да и вообще принцип don't make the fucking drama out of your life здорово помогает жить.