Культура росписи интерьеров берет свое начало с давних времен. Можно смело утверждать, что первая интерьерная живопись принадлежит тем нашим предкам, которые жили в пещерах и с помощью природных красок - охры и угля - создавали наидревнейшие шедевры искусства. И с тех времен, где бы ни жил человек - во дворце или же в скромном жилище, он стремился украсить его либо декоративными изображениями, либо профессиональной живописью.
Вспомним те времена, когда художники-живописцы приобретали известность монументальными росписями дворцов и соборов, загородных резиденций и вилл. Такая работа была не только престижной, но и открывала путь к мировому признанию. Так фрески и росписи Микеланджело, да Винчи, Веронезе, Эль Греко и по сей день являются образцами наимощнейшего искусства и наилучшего, что было достигнуто в нем за минувшие эпохи.
В наше время настенная роспись не только востребованный вид монументального искусства, но и продолжает развиваться благодаря появлению новых материалов и технологий. Если раньше художественные работы выполняли темперными и масляными красками, то теперь в распоряжении художника имеется акрил, а также различные воски и лаки. Современная роспись интерьера в большинстве случаев осуществляется по сухой и заранее подготовленной поверхности, поэтому не является настоящей фреской, хотя само название прочно вошло в обиход.
Настоящая фреска (от
итал. fresche) создавалась темперными красками по влажной штукатурке, а в сами краски подмешивался яичный желток (яичная темпера), растительные и животные клеи, вода. Высыхая, известь в штукатурке закрепляла красочный слой, образуя кальциевую пленку. Художнику приходилось работать очень быстро, чтобы успеть до высыхания штукатурки, или же снимать неудавшийся кусок и начинать роспись заново. Однако такой кропотливый метод обеспечивал светостойкость и долговечность росписи.
Успевали не все. Да Винчи, например, писал так медленно, что фреска ему не подходила. Поэтому художник принялся экспериментировать, надеясь разработать новые методы настенной росписи. Именно из-за этих неудачных экспериментов росписи художника не выдержали испытания временем. Единственная сохранившаяся фреска да Винчи - знаменитая «Тайная вечеря». В отличие от традиционных фресок писалась она по сухой штукатурке, загрунтованной смолой, гипсом и мастикой. В результате краска стала осыпаться еще при жизни Леонардо, и с тех пор роспись неоднократно реставрировали.
Впрочем, живопись по сухой штукатурке существовала и до экспериментов Леонардо, но имела другую технологию. В Италии она назвалась «а секко» (ит. a secco - по сухому). Суть в том, что готовая, высохшая штукатурка увлажнялась непосредственно перед росписью, а в краски добавлялся растительный клей, яйцо, известь. К сожалению, живопись секко не отличалась стойкостью, хотя данная техника применялась в Европе вплоть до 18 века.
Учитывая современные технологии, такие сложные и кропотливые техники сейчас попросту не нужны - новейшие художественные материалы достаточно светостойки, а специальные грунты, воски и закрепляющие растворы делают роспись стен и потолков долговечной и устойчивой к свету и влаге. Наоборот, существует мода на искусственное состаривание только что сделанных росписей, опять-таки возможное благодаря новейшим технологиям. Состаренная роспись делает интерьер изысканным и называется модным словом винтаж.
Большинство художников (и мы в том числе) используют для настенной живописи художественный акрил и масляные краски. Поверхность под роспись готовится с помощью грунтов (во влажных помещениях - в бассейнах или в саунах - используются специальные пропитки). Готовая работа покрывается художественным лаком.
Кроме того существует различные экзотические краски (флуоресцентные, например), которые могут придать росписи иное звучание при смене освещения и в полной темноте.
Итак, в арсенале современных художников есть все необходимые материалы для создания долговечной и качественной росписи интерьера, дело лишь за мастерством и фантазией.