Вы удивитесь, когда узнаете, что художники подмешивали в масляные краски.
Самый, пожалуй, ужасающий пример такого безобразия - это добавление в краски мёртвой человеческой плоти. Приблизительно с XVI века популярность у европейских художников приобрела красочка под названием «caput mortuum vitrioli», иначе «мумия», имеющая коричневый оттенок. Добывалась она из египетских мумий (и человеческих, и кошачьих). Использовали её для глазурей и придания теням особой плотности (художественных лессировок).
Мартен Дролин Старший (Martin Drolling), французский художник (1752 - 1817). Интерьер кухни. 1815 год. Характерный кракелюр (растрескивание красочного слоя) указывает на применение "мумии".
В XIX веке, когда секрет краски стал известен художникам, от неё отказались. Существует исторический анекдот, что английский художник-прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс похоронил тубу с «мумией» в своём саду, как только узнал, из чего она сделана.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833 -1898). Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет. 1883.
Во времена прославленного Леонардо да Винчи свинцовые белила изготавливали путём смешивания свинцовой стружки с уксусом и конским навозом. А фламандские художники (Нидерланды - родина масляных красок) подмешивали в краски кровь и кости животных.
Живописцы венецианской школы эпохи Ренессанса подмешивали в краски толченое стекло. Ну, не знали тогда светоотражающих красок, а добиться удивительной цветопередачи, когда полотна словно светятся изнутри, хотелось.
Франческо Гварди (1712 - 1793). Дворик. XVIII-й век.
Британский пейзажист Уильям Тёрнер (1775 - 1851) добавлял в краску загадочный «воск». Сам художник называл его «гумтион» и рецепт приготовления для потомков не оставил. Современные исследователи-химики определили, что в состав «гумтиона» входили органические смолы, льняное масло, мастика и ацетат свинца. Необычная добавка Тёрнера походила на вязкий гель и позволяла добиться невероятных тоновых переходов.
Уильям Тёрнер (1775 - 1851). Дождь, пар, скорость. 1844.
Ещё несколько примеров: Иван Шишкин, знаменитый своими «Мишками», - подмешивал в краски песок, француз Жорж Брак (один из основателей кубизма) - опилки и металлические стружки.
И в наше время, когда краски производятся промышленным путём, некоторые артисты тоже всякое подмешивают. Но это отдельная история )