«Плоды доброго и дурного правления» Амброджо Лоренцетти

Dec 26, 2013 19:22




Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска, деталь. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико.
Фрески зала Девяти являются вершиной творчества итальянского живописца Амброджо Лоренцетти (1295 - 1348). Зал находится в Сиенской ратуше, Палаццо Пубблико, а самой Сиеной в эпоху Лоренцетти управлял совет Девяти, откуда и возникло название зала. Всего в зале Девяти было расписано три стены.
Речь идет о таких знаменитых фресках как «Аллегория доброго правления» и «Плоды доброго правления», а также «Аллегория дурного правления и его последствия». Хотя, следует заметить, эти названия даны современными искусствоведами.
Примечательно, что во времена Вазари, автора знаменитых «Жизнеописаний» (биографий самых известных художников и скульпторов), фрески Лоренцетти называли «Война» и «Мир».
Посредством аллегории художник выразил идею мирного разумного правления, которое приводит к процветанию общества, и правления порочного, плодами которого являются страдания народа, войны, разрушения и хаос.



Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска, деталь. Мир, Сила, Благоразумие. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико.

Так, в центре фрески «Аллегория доброго правления» изображена фигура мудрого старца, восседающего на троне, со щитом и скипетром в руках. Фигура старца символизирует Сиенскую власть. Над ней парят аллегории добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. По сторонам находятся фигуры Мира, Силы, Благоразумия, Правосудия, Умеренности и Великодушия.

Самой запоминающейся и сразу привлекающей внимание зрителя является фигура Мира - женщина в светлых одеждах, полулежащая на подушках, с оливковой ветвью в руке. Видимо, она и дала название фреске в эпоху Вазари.



Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска, деталь. Аллегория Безопасности. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико.



Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска. деталь. Правосудие. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико.



Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337-1339. Палаццо Пубблико, Сиена.
«Плоды доброго правления» разместились на восточной стене зала Девяти. Здесь изображена счастливая, мирная жизнь и процветание народа.
Напротив «Плодов доброго правления», на западной стене, находится большая (частично утраченная) фреска «Аллегория дурного правления и его последствия». Центральной фигурой композиции является аллегория Тирана, рогатого, жуткого существа, который держит в руке чащу с ядом. Над ним парит старуха с мешком, олицетворяющая Жадность, а также Гордость и Тщеславие (фигура с зеркалом).



Амброджо Лоренцетти. Аллегория дурного правления. Фреска, деталь. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико.
Слева от Тирана находится аллегория Жестокости - женская фигура с младенцем и змеей в руках, Измена (фигура с ягненком-скорпионом) и Обман (крайняя фигура слева с крыльями летучей мыши и жезлом в руке).
Справа от Тирана изображено фантастическое существо, сочетающее в себе черты кентавра, льва и кабана и олицетворяющее Ярость. За ним следуют Раздор и Война. У ног Тирана находится поверженное Правосудие.



Амброджо Лоренцетти. Аллегория дурного правления. Фреска, деталь. Тиран и его окружение. 1337-1339.Сиена, Палаццо Пубблико.

Другие знаменитые аллегории:
«Клевета» Сандро Боттичелли
Четыре аллегории Джованни Беллини

художники, живопись, искусство, фреска

Previous post Next post
Up