Начало фильма (кадры во время титров) готовят зрителя к предстоящим эмоциям: металл, огненная лава, искры, жернова… цвет огня, красный, черный… металлический скрежет, стук. Все это готовит нас к тому, что мы увидим трагедию, жестокость, смерть.
Меня весь фильм преследовали эти первые кадры - как символ жестокости и нерушимости власти и человеческого порока, который сметет всех на своем пути. Интересная ассоциация пришла мне в голову - практически те же кадры мы видим в фильме «Весна на Заречной улице», когда на этот раз под мажорную музыку нам показывают Мартеновские печи. Не случайно такое совпадение - только во втором варианте страшная мощь власть «задекорирована» под народную силу.
Мне сложно было при просмотре выявить структуру фильма. Опишу то, что удалось увидеть. Самое очевидное - это цветовая составляющая образа. Конечно, тут ведущая роль отдана красному цвету.
Он появляется сначала в титровых кадрах и в данном случае символизирует силу и власть. Дальше красным помечены палачи, в то время как жертвы остаются в тени.
Далее, красный в разных сценах разрезает пространства, намекая на предстоящую беду.
Вся семья собирается в столовой на кровавом ковре и ты сразу безошибочно понимаешь, что все обречены на жестокое и кровавое будущее.
В некоторых сценах красный цвет деталей настолько пронизывает, настолько ярко передает замысел режиссёра, что все тело содрогается от ужаса. Конечно, это сцены с обреченными детьми:
Постоянно появляющаяся нацистская символика пронизывает интерьеры, все больше нагнетая тревогу:
Финальная сцена, где лицо Мартина разрезает лезвие красного мазка, говорит о том, что страшная сила не пощадит никого, даже того, кто вчера был ее оружием.
К сожалению, я не смогла открыть смысл цветовых пятен синего цвета. Ему, несомненно, отдана важная роль - от цвета мундиров прислуги в доме, до туалета Софии:
Сцена инцеста залита интенсивным синим цветом: платье Софии, освещение, детские вещи, которые перебирает героиня. Возможно, этот синий цвет мистифицирует происходящее. Зритель оказывается не просто свидетелем отвратительной сцены, а переносится в потусторонний мир зла, греха, мрака. Как будто тьма накрывает не только героев, но и зрителя, и весь мир.
Я заметила еще несколько цветовых решений, связанных с дальнейшей судьбой героев. Элизабет и девочки появляются в полу-прозрачных, бледных цветах… Как будто они уже стерты с семейных фотографий Эссенов:
Даже будуар Элизабет оказывается туманно-серым, подчеркивая ее полную беспомощность и в сцене побега Герберта, и в дальнейшей судьбе в целом
Такой же бесцветной становится и София в сцене свадьбы - неживое платье, мертвецки бледное лицо. Искусственный цветок, протянутый сыном, еще раз подчеркивает, что она уже мертва…