Дискуссия о будущем местного самоуправления в России,начатая в конце прошлого года, вошла в решающую стадию - законопроект, принятый в апреле, после тяжелых общественных обсуждений, в первом чтении, вносится на второе чтение. В свое время
я уже останавливался на системных недостатках ФЗ-131,принятого более 10 лет назад. Коротко могу констатировать, что сегодняшний законопроект - это путь к сильной и подкрепленной реальными финансовыми полномочиями местной власти.
Виктор Кидяев, Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлению, отметил, что одной из основных целей законопроекта является более доступная и близкая к населению местная власть. При этом перераспределение налогов в пользу органов местного самоуправления сделает полномочия мсу реальными, а не декларативными.
Опытный в вопросах местного самоуправления депутат Вячеслав Тимченко, ранее возглавлявший в ГД профильный комитет, подчеркнул
на пресс-конференции по второму чтению законопроекта одну из его основных задач - устранение пробельности в вопросах институционального устройства местного самоуправления. Особая роль в регулировании вопросов мсу предоставляется региональному законодателю.
Процесс изменения, дополнения и уточнения общих принципов организации местного самоуправления, дальнейшее развитие сильной, финансово состоятельной власти на местах требует совершенствования законодательства о местном самоуправлении, и в первую очередь 131-ФЗ.
Изменения и дополнения, внесенные на обсуждение в ГД РФ, носят комплексный характер, в частности:
1. Внесены предложения по совершенствованию механизма определения полномочий между различными уровнями местного самоуправления и порядок разграничения полномочий муниципальных образований. В частности, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и не разграниченные между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, до их разграничения осуществляются соответственно органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. Соответственно наличие полномочий предполагает должное финансирование каждого уровня местного самоуправления. Вместе с тем, для реализации полномочий необходимы не только средства, а и отдельные объекты - муниципальное имущество. Проект предусматривает, что в связи с этим необходимо дополнить статью, согласно которой в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения органами местного самоуправления иных вопросов, предусмотренных уставом соответствующего муниципального образования.
2. Вышеуказанные изменения требуют дополнительные изменения в системе органов местного самоуправления. В частности, существующие пять видов муниципальных образований пополнятся еще двумя: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Таким образом, местная власть будет максимально приближена к населению. Например, формировать представительные органы муниципальных районов предлагается только из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, установленной уставом данного муниципального района.
Кроме того, проект предусматривает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ в связи с необходимостью:
1) решения органами местного самоуправления вопросов, не отнесенных к их компетенции Федеральным законом N 131-ФЗ, только в случае, если данные вопросы предусмотрены уставом муниципального образования;
2) наделения органов местной администрации правами юридического лица с подчинением их главе местной администрации;
3) правового регулирования муниципальной службы не только уставами муниципальных образований, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, что продолжит усилия по противодействию коррупции в муниципалитетах.
Таким образом, предлагаемые изменения в 131-й федеральный закон сделают местные власти более состоятельными при принятии решений, одновременно расширят возможности для общественного контроля гражданами работы органов местного самоуправления и, в случае необходимости, оперативного решения возникающих проблем.